5 декабря 2016 21:39
USD 63,92   EUR 67,77
12 апреля 2011 6089

Смоленщина – земля авиаторов и космонавтов

Человек издревле пытался осваивать окружающий мир. Сначала водный океан, потом воздушный. Освоение космоса стало возможным на основе развития авиационной науки и техники.

История распорядилась так, что Смоленщина дала России первого лётчика – Михаила Никифоровича Ефимова, а миру – первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Не случайно и не на пустом месте взошла звезда нашего земляка, первопроходца космоса. Во все времена с момента зарождения воздухоплавания авиация существовала на Смоленщине во всех своих видах: гражданская и военная, спортивная и специальная. Представлена авиационной промышленностью, пилотажными группами и мастерами самолётного и парашютного спорта.
Ещё в конце XIX века, в 1881 году, в деревне Аполье Смоленской губернии родился Михаил Ефимов, первым из русских лётчиков получивший диплом пилота-авиатора в феврале 1910 года. На Смоленской земле родились и два его брата, Владимир и Тимофей, тоже ставшие лётчиками, не такими знаменитыми, как Михаил, но известными в своё время.
Смоленщина – земля авиаторов и космонавтов

Глеб Алехнович

Одним из пионеров российской авиации был уроженец Смоленска Глеб Васильевич Алехнович. В 1912 году он выполнял показательные полёты в Смоленске и Вязьме. А впоследствии стал лётчиком-испытателем и командиром многомоторного самолёта «Илья Муромец». Кстати, в экипаже Алехновича во время Первой мировой войны летал мотористом известный писатель И.С. Соколов-Микитов, тоже уроженец Смоленщины. Очень известными представителями авиационных специальностей были С.А. Лавочкин, создатель истребителей «Ла» (его Ла-5 – один из основных истребителей Великой Отечественной войны); Б.Н. Юрьев, основоположник отечественного вертолётостроения (его схема автомата перекоса стала классической для всех одновинтовых вертолётов мира); В.А. Слесарев, конструктор самолёта-гиганта «Святогор»; создатель самолета «Торпедо» В.М. Ольховский; зачинатель отечественного планеризма Д.А. Ромейко-Гурко; начинавший с планеров и потом нашедший себя в космической теме конструктор П.А. Ивенсен и многие другие.
Смоленщина – земля авиаторов и космонавтов
Борис Николаевич Юрьев

В лихую военную годину более 60 лётчиков-смолян были удостоены звания Героя Советского Союза, из них А.И. Колдунов и В.Д. Лавриненков – дважды. Александр Иванович Колдунов, уроженец деревни Мощиново Монастырщинского района Смоленской области, стал впоследствии главным маршалом авиации, главнокомандующим войсками ПВО страны. Владимир Дмитриевич Лавриненков родился в деревне Птахино Починковского района Смоленской области, впоследствии – генерал-полковник авиации. Примечателен факт: первый в стране Герой Советского Союза, удостоенный этого звания за боевые заслуги – подвиги в Испании (Золотая Звезда №12) – уроженец Смоленска Б.А. Туржанский. А его брат А.А. Туржанский считается основателем отечественной штурмовой авиации. Их старший брат Павел, лётчик морской авиации, в Первую мировую войну был награждён всеми офицерскими орденами российской империи.
Из авиационных штурманов-смолян наиболее известен Л.В. Петров, участвовавший в спасении челюскинцев и награждённый за это орденом Ленина, ставший впоследствии флаг-штурманом полярной авиации. В довоенных авиационных кругах очень известен был А.П. Чернавский, лётчик-испытатель НИИ ВВС, в послевоенные годы – смоленские лётчики-испытатели М.Л. Попович, В.А. Григорьев, Л.Д. Рыбиков, В.Г. Иванов.
В развитие гражданской авиации внесли достойный вклад заслуженный пилот СССР, Герой Советского Союза П.М. Михайлов и бывший в своё время руководителем ГВФ С.С. Иоффе. Уроженец Смоленщины генерал-лейтенант Л.Г. Ратгауз, главный флагманский врач ВВС РККА, во время гражданской войны в Испании был советником главного врача ВВС Испанской республики. И это далеко не все имена авиаторов-смолян, непосредственно принимавших участие в становлении отечественной авиации, в освоении авиатехники и защите неба Отчизны.
Ещё в период Первой мировой войны в Смоленске на военном аэродроме был сформирован авиапарк, на базе которого производился ремонт самолётов и выполнялись отдельные конструкторские работы. Так например, в этом авиапарке разрабатывал и строил свой четырёхплан известный тогда конструктор В.Ф. Савельев. В Смоленске в апреле 1916 года формировал истребительный авиаотряд знаменитый российский ас Н.Е. Крутень.
Смоленщина – земля авиаторов и космонавтов
Семён Алексеевич Лавочкин

На Смоленской земле фомировалась обширная аэродромная сеть, включая крупные стационарные аэродромы и мелкие посадочные площадки. Из них наиболее крупными были аэродромы Смоленск-Северный и Смоленск-Южный, Шаталово и Боровское, аэродром «Совхоз Дугино», аэродром Двоёвка в Вязьме. Кстати, здесь долгое время готовил лётчиков для военной авиации учебно-авиационный центр ДОСААФ, который в своё время окончила космонавт, дважды Герой Советского Союза Светлана Савицкая. На базе УАЦ была создана пилотажная группа «Русь» на самолётах Л-39, прославившая Смоленщину (в том числе и за рубежом) своим искусством группового пилотажа.
Отдельной строкой в авиационную историю Смоленщины вписана история дальней авиации и её крупнейшего объединения – 46-й воздушной армии, штаб которой долгое время размещался в Смоленске. А ещё до войны в Смоленске размещался штаб 3-го бомбардировочного авиационного корпуса. В феврале 1941 года на аэродроме Смоленск-Северный по инициативе А.Е. Голованова, впоследствии главного маршала авиации, был сформирован 212-й отдельный дальнебомбардировочный авиационный полк, который стал основой 3-й гвардейской дальнебомбардировочной авиационной дивизии и всей дальней авиации в целом, которую впоследствии и возглавил А.Е. Голованов.
В бессмертие в июне 1941 года вылетели с аэродрома Боровское (близ города Починка Смоленской области) командиры эскадрилий 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитан Н.Ф. Гастелло и капитан А.С. Маслов.
Ещё с 20-х годов прошлого века в Смоленске функционирует авиапромышленность. Изначально – в виде авиаремонтных мастерских. На смену им пришёл Смоленский авиационный завод, на котором производился не только ремонт военных и гражданских самолётов и авиадвигателей, но и строились уникальные экспериментальные самолёты. Авиазавод выпускал и выпускает спортивные и пассажирские самолёты КБ Яковлева: Як-18, Як-18Т, Як-40, Як-112. Особым событием для предприятия и отечественной авиации было изготовление на заводе и выпуск в воздух самолёта М-55 «Геофизика». Эта уникальная машина, занимавшаяся исследованиями верхних слоев атмосферы, получила известность не только в России, но и за рубежом. Завод работал и на космос по программе «Буран».
С 1935 года готовил лётчиков и парашютистов Смоленский аэроклуб. Более двадцати шести его выпускников прославили Смоленщину ратными подвигами в годы Великой Отечественной войны, сражаясь в воздухе с асами люфтваффе. В послевоенный период и до настоящего времени аэроклуб (авиаспортклуб «Полёт») готовил и готовит лётчиков и парашютистов-спортсменов, многие из которых добились выдающихся успехов на российском и международном уровне.
Примеры участия смолян и Смоленщины в авиционной истории России можно продолжать.
История отечественной космонавтики тоже во многом связана со Смоленской землёй. Здесь, на Смоленщине, в деревне Клушино в 1934 году родился первый космонавт планеты Земля Юрий Алексеевич Гагарин. Отсюда он ушёл в авиацию, а впоследствии и в космонавтику. Он является почётным гражданином Смоленска. Его имя носит город Гагарин Смоленской области.
Космонавтика представлена на Смоленщине именем академика Б.Н. Петрова. Уроженец Смоленска академик Б.Н. Петров долгие годы возглавлял совет комитета «Интеркосмос», был выдающимся учёным с мировым именем. Его имя носит одна из улиц нашего города. Есть в Смоленске и улица имени А.Г. Николаева, космонавта №3. Андриян Григорьевич Николаевперед своим полётом в космос, будучи лётчиком истребительной авиации, в течение ряда лет служил в 401-м истребительном авиационном полку, базировавшемся на аэродроме Смоленск-Северный. Отсюда он был откомандирован в отряд космонавтов.
Яркой иллюстрацией участия Смоленщины в авиационной и космической истории страны служит то, что более пятнадцати улиц, площадей и переулков города-героя Смоленска носят «авиационные» и «космические» имена. Это проспект и бульвар Гагарина, улица Николаева, улица полка «Нормандия – Неман», улица и переулок Циолковского, улица Гризодубовой и другие.

Ничто в истории не происходит случайно. И закономерно, что на Смоленщине, давшей России первого лётчика, родился, стал лётчиком и первым космонавтом Земли смолянин Юрий Алексеевич Гагарин.
Смоленщина – земля авиаторов и космонавтов
Михаил Ефимов у мотора


Александр ШКОЛЬНИКОВ

Опубликовано в "СГ" 12 апреля 2011 года
Новости по теме
13 августа 2010 1475
Традиционно в третье воскресенье августа в стране отмечается День авиации. Смоленщина не стояла в стороне от авиационной истории.
На страже воздушных рубежей
20 января 2010 4955
22 января – исторически считается днём образования авиации противовоздушной обороны (ПВО). В этот день в 1942 году был издан приказ наркома обороны И.В. Сталина о формировании 6-го истребительного авиационного корпуса, явившегося родоначальником авиации ПВО. Авиакорпус был создан для защиты неба Москвы и Подмосковья от налётов фашистских бомбардировщиков.
Леонид Рыбиков: он учил летать самолеты
06 августа 2010 1930
Через несколько дней смоляне, как и вся Россия, будут отмечать День авиации. Смоленская земля богата авиационной историей. Уроженцами древней героической земли были и маршалы авиации, и генералы, Герои и дважды Герои Советского Союза. Были среди смолян и лётчики-испытатели. Один из них - Леонид Денисович Рыбиков.
17 августа 2010 1410
В прошлое воскресенье, 15 августа, смоленские ветераны авиации собрались на улице Багратиона. Под крылом установленного на постамент бомбардировщика Ту-16 собрались люди в прошлом почти всех авиационных специальностей.
Первый Герой Советского Союза
26 февраля 2010 10274
В разное время более 260 смолян были удостоены высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза. В основном за подвиги на полях сражений Великой Отечественной войны. Были среди них пехотицы, танкисты, артиллеристы. Более шестидесяти из них – лётчики, в том числе лётчики А.И. Колдунов и В.Д. Лавриненков удостоены этого звания дважды.
В небе над городом-героем
15 мая 2009 5300
В эти майские дни исполняется 65 лет со дня формирования 401-го истребительного авиационного полка. Полк в течение сорока лет базировался на аэродроме \"Смоленск-Северный\", а это значит, что он вошел в историю города-героя.
"));