7 декабря 2016 19:19
USD 63,91   EUR 68,5

«Утомлённые солнцем – 2»: «Ширли-мырли» по-михалковски

«Утомлённые солнцем – 2»: «Ширли-мырли» по-михалковски
Россия, 2010 год, режиссёр Никита Михалков, в гл. роли Никита Михалков.
Столь громкую премьеру, как блокбастер от Н.С. Михалкова, снимаемый аж восемь лет, необходимо смотреть самому, чтобы составить своё собственное мнение. Такая премьера – событие в культурной жизни страны, независимо от результата. Дальше можно не читать, вдруг фильм вам понравится?
Не знаю, что такое «предстояние» лексически, но новый фильм Михалкова – это блистательный провал. На мой взгляд, беспрецедентный в его карьере. Столь явная неудача нуждается в осмыслении, для которой не хватит возможностей скромной киноколонки, однако несколько замечаний набросаем.
Пожалуй, главная претензия – неубедительность сценария и основных сцен. Никита Сергеевич не справился с материалом. Всё это мы уже видели, причём в лучшем исполнении. Страшные танковые атаки, например, гениально показаны в кинофильмах «Горячий снег» и «Они сражались за Родину». Лично мне интересен прекрасный актёр Евгений Миронов в новой ипостаси, но достигнутый результат не идёт ни в какое сравнение ни с упомянутыми фильмами, если говорить о командирах, ни с «В августе 44-го», если говорить об актёре.
В ключевых эпизодах – с расстрелом заключённых, с мостом, со сжиганием мирных жителей – не возникает ощущения истинности происходящего. Сердце молчит: нам просто показывают дурной сон режиссёра. Когда взрывается баркас на «милой мине», эффект чепухи только усиливается. Сюжет разваливается на глазах, Олегу Меньшикову просто нечего играть. Сцена с писающимся вожатым неубедительна, соболезнования Андрею Панину. Бывшая жена Котова, вернувшаяся к его палачу – только схема. Золотухин – пародия на самого себя, как и Адабашьян. Ну, и так далее.
За танки под парусами и какающего немецкого лётчика Михалкова не лягнёт только ленивый. Сюжет с обнажённой медсестрой вызывает определённое почтение, но не может вытянуть провальный фильм. Вместо правды о войне мы получили новый миф, причём довольно глупый – попробуйте пересказать увиденное знакомым. Как сказал однажды про сольное творчество Джон Леннон, полный контроль – это самоизоляция и скука. Смотреть продолжение, «Цитадель», совсем не хочется. Впрочем, зная трудолюбие Никиты Сергеевича, можно предположить, что «Цитаделью» дело не кончится.
«Утомлённые солнцем – 2»: «Ширли-мырли» по-михалковски


Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
«Цитадель»: наши хуже немцев??
11 мая 2011 2982
На мой частный взгляд, «Цитадель» гораздо удачнее провального «Предстояния». Фильм более психологический, нежели батальный, и Михалкову удаётся сказать много важного о людях на войне, о добре и зле, о подвиге и предательстве. Фильм получился выдающийся! Он заставляет страдать зрителя, и это очищает душу. Беда в том, что жить после ТАКОГО кино, увы, не хочется!Я понимаю, что большой художник спешит сказать правду о войне, которая была немыслима и 50, и 40, и даже 30 лет назад, однако во всём нужно знать меру. Советские люди и советское военное командование в двух фильмах Михалкова гораздо хуже агрессоров – хуже немцев, хуже нацистов. Мы – людоеды, если непредвзято смотреть всю трилогию «Утомлённые солнцем». Мы – проклятые. И это – не Победа. Такой ценой – не Победа!..
Нина Архипова отметила юбилей
11 мая 2011 1107
5 мая своё девяностолетие (!) отметила прекрасная актриса, народная артистка РСФСР Нина Архипова. За годы работы в театре и кино Нина Николаевна исполнила более 100 ролей. На экраны страны в день рождения актрисы вышел новый фильм с её участием – «Цитадель» Никиты Михалкова
«Край»: конкурент "Предстояния"
31 октября 2010 1249
Это – не правдивая история, это очередная притча на фоне Великой Отечественной. Логику здесь искать не нужно, иначе исчезнет обаяние «а ля рюс». Стилистически фильм очень близок «Предстоянию» Никиты Михалкова. Есть буквальные совпадения, например, желание показывать голую задницу неприятелю. Есть и крайности: немцы трудолюбивей, культурнее и порядочнее всех без исключения русских героев картины...
«Девять» не всегда больше «Восьми с половиной»
08 июля 2010 1222
Вот так каламбур: фильм «Девять» – это ремейк (переделка) кинокартины великого Феллини «Восемь с половиной». Сюжет: режиссёр, который не может снять фильм, так как нет замысла, сценария и сил, зато есть обязательства и долги. Ключевые эпизоды фильма также отсылают к творению итальянца 1963 года. И даже главного героя зовут также: Гвидо. Он слабый, безвольный, всегда окружённый толпой людей, он сбегает с пресс-конференции. Гвидо усиленно вспоминает своё детство, пытаясь то ли снять фильм, то ли поставить мюзикл. И актёр смахивает на Марчелло Мастрояни. Он, разумеется, окружён женщинами. Ипостаси всё те же: умершая мать, жена, наблюдающая саму себя на экране, ледяная дама – агент. И, конечно, любовницы...
«ПираМММида» – это стттыд
10 мая 2011 1530
Про нашу новейшую историю уже снимают кино – это хорошо! Можно самого себя увидеть на экране – чем не повод вести себя прилично и не делать людям гадости?! Однако фильм «Пирамида» нехорош, поскольку героизирует не тех людей.Феномен народного долготерпения не осознан и остался за кадром. (Все боялись взрыва, а его не последовало ни в 94-м, ни в 96-м, ни в 99-м.) В фильме есть «золотой» мальчик, случайно попавший в империю Мамонтова и погибший в ней неизвестно ради чего, зато нет тех людей, из сбережений который сложена эта империя – «население» выглядит фантомно...
27 июня 2011 1270
К двадцатилетию новой России мы решили вспомнить несколько типических фильмов, каждый из которых можно рассматривать как знаковый, показательный для её истории.Первый из них - последний на сегодня фильм Алексея Германа, который задумавался и снимался как монумент, как надгробие проклятому советскому прошлому...
"));