10 декабря 2016 19:36
USD 63,3   EUR 67,21

«Заседание парткома»: у искусства своя правда

«Заседание парткома»: у искусства своя правда

СССР, 1977 год. Режиссёры Олег Ефремов, Евгений Козловский. В ролях: Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Михаил Зимин, Вячеслав Невинный, Евгений Киндинов.
24 мая известному актёру театра и кино Евгению Киндинову исполняется 65 лет. Главным фильмом в его кинематографической карьере, стал, безусловно, «Романс о влюблённых», и эта лента, слава Богу, не нуждается в том, чтобы напоминать о ней читателям. Мы же сегодня хотим вспомнить фильм-спектакль 1977 года «Заседание парткома», где Киндинов сыграл пусть не самую главную, но заметную роль. На наш взгляд, это лучшая из экранизаций постановок Олега Ефремова во МХАТе («Иванов» со Смоктуновским нудноват, а, например, «Старый Новый год» – просто провал).
«Заседание парткома»: у искусства своя правда
«Заседание парткома» – это спектакль по пьесе Александра Гельмана «Протокол одного заседания», взорвавшей драматургию 70-х. Ничего способного сравниться с ней не было и нет. Это был абсолютный успех, победа, триумф социалистического реализма. Кинематографические власти пошли на беспрецедентный шаг: вслед за очень удачным фильмом «Премия», снятом на «Ленфильме» в 1974 году с Евгением Леоновым в главной роли, решено было запечатлеть на плёнку спектакль МХАТа в постановке Олега Ефремова – и тоже выпустить на экран.
Толчок для развития действия выбран фантастический: бригада мастера Потапова (его играет сам Ефремов) отказывается от премии, считая, что она – лишь подачка, брошенная за вынужденный простой. Сделать и заработать строители могли гораздо больше. Партком строительного треста собирается на собрание, чтобы рассмотреть вопиющий случай. В ходе заседания партактив постепенно занимает сторону строптивого бригадира, отворачиваясь от ретрограда – начальника треста.
Разумеется, фильм и пьеса отчаянно критиковались «за глаза», то есть на кухнях, советской интеллигенцией как не соответствующие действительности. Во-первых, работяги никогда не откажутся от денег, во-вторых, таких партсобраний просто не бывает. На это можно возразить, что сюжет, например, «Собачьего сердца» также разворачивается исходя из совершенно фантастической предпосылки, что нисколько не умаляет художественных достоинств произведения.
В пьесе достаточно смело вскрывалась экстенсивность экономического развития СССР, обозначались проблемы – погоня за планом, а не качеством, штурмовщина, очковтирательство, круговая порука.
Киндинов играет начальника стройуправления, в котором работает Потапов. Товарищ Черников, не без начатков карьеризма, намерен отмолчаться, зная о технологических нарушениях, допущенных при строительстве, делает вид, что читает какую-то постороннюю книжку, но втягивается в судьбоносную дискуссию мощным ураганом страстей.
Психологизм, мотивированность каждой реплики, русская актёрская школа – вот тот базис, который очень бы не мешало изучить всем нынешним кинематографистам, хватающимися за камеру и пытающимися снять кино «про жизнь». Зрителям тоже полезно пересматривать старые ленты, чтобы не отбило вкус рекой тошнотворных поделок, захлестнувших экран. И самое важное: в фильме речь идёт о таких вещах, как совесть, порядочность, принципиальность.
«Заседание парткома»: у искусства своя правда


Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
«Когда я стану великаном»: лучшая роль Михаила Ефремова
11 ноября 2010 4792
\"Смоленская газета\" продолжает разговор о фильмах, которые забывать нельзя.История восьмиклассника и поэта Пети Копейкина из всех детско-юношеских фильмов конца 70-х выбивается своей пронзительной искренностью, высотой чувств, полётом духа. Светлое обаяние юного Миши Ефремова прорывается сквозь толщу сыгранных им в «нулевые» годы придурковатых пропойц. Между ними – мальчиком, читающим стихи, и спившимся комедиантом – огромная пропасть. Сегодня Михаил Ефремов – популярнейший актёр, снимающийся без перерыва, увы, в рамках одного амплуа. 10 ноября заслуженный артист отметил 47-й день рождения...
«Сумка инкассатора»: фильм, опередивший время
14 апреля 2010 2099
СССР, 1977 год, режиссёр – Август Балтрушайтис, в гл. ролях Георгий Бурков и Донатас Банионис.У «Сумки…» крутейший сюжет даже по нынешним временам, чего уж говорить про безмятежные семидесятые! За городом сгорает машина с двумя инкассаторами, следовавшая с выручкой из аэропорта, но следов денег не обнаружено – их выкрали. В ходе следствия выясняется, что в машину было подложено взрывное устройство, а против самих инкассаторов был применён нервно-паралитический газ!.. В фильме нет разве что негров и наркотиков, а в остальном он ничем не уступает лучшим образцам жанра.
«Давным-давно» возвращается на смоленскую сцену
06 сентября 2012 1585
В год юбилея наши зрители получат новую версию всенародно любимой комедии, которую многие знают по киноверсии \"Гусарская баллада\"
К 50-летию выхода на экран: «Чистое небо» Григория Чухрая
09 февраля 2011 2293
Фильм снят в эпической манере. Большой стиль. Вот великое кино о великой войне!.. Прекрасная операторская работа, свидетельствующая, что тогда в нашем кинематографе блистал не только Урусевский. Впоследствии Сергей Полуянов снимет с Михаилом Швейцером «Золотого телёнка» и надолго – до конца жизни – свяжет свою работу с Леонидом Гайдаем: «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич…», «Не может быть!», «Инкогнито из Петербурга», «За спичками», «Спортлото-82» – насколько они отличаются от «Чистого неба»!..
В Смоленском народном театре покажут «Брачный договор»
07 ноября 2014 997
8 ноября смолян приглашают на спектакль по пьесе Эфраима Кишона…
«Успех»: шедевр Константина Худякова
04 апреля 2010 1909
СССР, 1984 год, режиссёр Константин Худяков, в гл. ролях Леонид Филатов, Алиса Фрейндлих, Александр Збруев, Лев Дуров, Анатолий Ромашин.«Успех» – о том, что в искусстве не бывает друзей, о том, что правда убивает, а ложь – спасает, о цели, о средствах её достижения, о человеческом достоинстве и о многом другом. И ещё. Вероятно, каждое удачное произведение искусства – это чья-то трагедия. Подумайте об этом!
"));