6 декабря 2016 05:53
USD 63,92   EUR 67,77

«Европа – Азия»: пошлость в кубе

«Европа – Азия»: пошлость в кубе

Россия, 2008 год. Режиссёр – Иван Дыховичный, композитор – Сергей Шнуров.
Не так давно пришлось читать публикацию очень уважаемого мною критика Михаила Трофименкова, а потом ещё одну, обе – итоговые, посвящённые пути кинорежиссёра Ивана Дыховичного. Увы, прославленный мэтр, некогда – актёр Театра на Таганке и главный режиссёр телеканала «Россия», недавно ушёл из жизни.
Трофименков горевал о нём как о большом мастере. Чем дальше я читал, тем больше интересовался, чем это Дыховичный так понравился мистеру «Ъ». Ссылался критик в основном на фильмы, мне не известные. Лучшей работой Дыховичного Трофименков называет первую же – «Прорву», а вот «Копейку» оценивает довольно скромно, да и последняя, «Европа – Азия», упоминается в обеих рецензиях по одному разу. Что, согласитесь, странно, для фильма, оказавшегося лебединой песней «самого независимого режиссёра России, самого европейского режиссера современной России, режиссёра-интеллектуала». Продолжу цитирование: «Его европейской чертой была прежде всего широта взгляда на тему своих фильмов, отказ следовать стереотипам интеллигенции».
И вот я посмотрел «Европу – Азию» и понял, что я – наверное, интеллигенция, поскольку мои стереотипы оказались посрамлены. Сейчас расскажу, насколько.
Это авантюрный фильм, достойный Кустурицы и других жизнерадостных проходимцев, с удовольствием щекочущих нервы обывателям и ничего больше не умеющих. Их потолок – это золотой зуб во рту конокрада, бранящийся люмпен да самогон. Не знаю, для каких нищих духом прокатчиками пишутся аннотации вроде «группой разыгрываются невероятно смешные криминальные постановки, а их зрителями, соучастниками и жертвами становятся пиарщики и политтехнологи, китайцы и венгры, милиционеры и бандиты, нищие дети кочевой национальности и, конечно, иностранные туристы, ностальгирующие по когда-то покинутой России…» (цитирую по упаковке) По-моему, радоваться показанным реалиям – это всё равно, что играть в пристеночек, используя труп.
С этой «антиэстетической» комедией, как её назвал сам режиссёр, он опоздал лет на 20 - 40. Только сытые, благополучные люди в здоровом, полноценном обществе способны умиляться авантюристам и посмеиваться над их проделками. В стране, где большинство не уверено в завтрашнем дне, где людям нечем платить за жильё и элементарное съестное, где недоступным и несправедливым стало всё на свете – глупо и цинично пытаться сорвать аплодисменты историями жульничеств и афер.
Кстати, знаете, кого я увидел в прощальном фильме «режиссёра-интеллектуала»? Не поверите: Ксению Собчак, Татьяну Лазареву, Сергея Шнурова (на снимке – с быдлом), Ивана Урганта… Не хватало только Максима Галкина с Николаем Басковым. Какой мощный финиш у этого эстета!..
Не знаю, сколько вы вытерпите у экрана. Убеждён: сейчас – время драмы и катарсиса, а не зубоскальства.
«Европа – Азия»: пошлость в кубе


Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
«Жили три холостяка»: Дыховичный-старший показывает класс!
08 июля 2011 4486
Ныне совершенно забытый фильм, ранее охотно демонстрировавшийся второй программой Центрального телевидения после программы «Время». Снят по водевилю Владимира Дыховичного «Свадебное путешествие», который был впервые поставлен в 1942 году во фронтовом филиале Театра имени Евгения Вахтангова. Пьеса была написана ещё до войны. Её автор – не просто папа известного режиссёра и актёра Ивана Дыховичного, но и успешный драматург и выдающийся поэт-песенник («Так-так-так говорит пулемётчик…» и «Песня старого извозчика» – это его работы).Зрители, которые помнят фильм, согласятся, что он не выглядел старомодным. Сейчас – это лёгкое видео «под праздник», достойный памятник безмятежным семидесятым...
Смоленский театр лишился главного режиссёра
28 августа 2014 1778
Скоропостижно скончался главный режиссёр Смоленского областного театра кукол имени Светильникова Виктор Савин...
08 сентября 2012 1036
Сегодня вечером состоялась торжественное закрытие юбилейного кинофестиваля «Золотой Феникс». Его победителем стала Дуня Смирнова с картиной «Кококо»
Севастопольский блюз: «Кто я?»
26 января 2011 1464
Украинский режиссёр Клим Шипенко снял тонкий фильм о любви и одиночестве. И не сразу сообразишь, что он – про маньяка. Вернее, даже так: чего только нет в этом фильме! Он – обо всём, здесь можно найти что угодно. И задворки жизни, и курорт, и милицию, и рулетку, и любовную интригу, да не одну, и детектив, и эротику, и семейную трагедию… Не портят его даже выходящие в тираж «звёзды» – Сергей Галанин и Жанна Фриске. Фильм сделан с большой любовью к людям – это тоже элемент детективной игры...
27 июня 2011 1270
К двадцатилетию новой России мы решили вспомнить несколько типических фильмов, каждый из которых можно рассматривать как знаковый, показательный для её истории.Первый из них - последний на сегодня фильм Алексея Германа, который задумавался и снимался как монумент, как надгробие проклятому советскому прошлому...
«Золотой Феникс» в Смоленске: самые интересные показы
29 августа 2012 1755
Какие фильмы фестивальной программы, по нашему мнению, стоит обязательно посмотреть
"));