Народный корреспондент

«Европа – Азия»: пошлость в кубе

26 мая 2010 года в 12:34
Россия, 2008 год. Режиссёр – Иван Дыховичный, композитор – Сергей Шнуров.
Не так давно пришлось читать публикацию очень уважаемого мною критика Михаила Трофименкова, а потом ещё одну, обе – итоговые, посвящённые пути кинорежиссёра Ивана Дыховичного. Увы, прославленный мэтр, некогда – актёр Театра на Таганке и главный режиссёр телеканала «Россия», недавно ушёл из жизни.
Трофименков горевал о нём как о большом мастере. Чем дальше я читал, тем больше интересовался, чем это Дыховичный так понравился мистеру «Ъ». Ссылался критик в основном на фильмы, мне не известные. Лучшей работой Дыховичного Трофименков называет первую же – «Прорву», а вот «Копейку» оценивает довольно скромно, да и последняя, «Европа – Азия», упоминается в обеих рецензиях по одному разу. Что, согласитесь, странно, для фильма, оказавшегося лебединой песней «самого независимого режиссёра России, самого европейского режиссера современной России, режиссёра-интеллектуала». Продолжу цитирование: «Его европейской чертой была прежде всего широта взгляда на тему своих фильмов, отказ следовать стереотипам интеллигенции».
И вот я посмотрел «Европу – Азию» и понял, что я – наверное, интеллигенция, поскольку мои стереотипы оказались посрамлены. Сейчас расскажу, насколько.
Это авантюрный фильм, достойный Кустурицы и других жизнерадостных проходимцев, с удовольствием щекочущих нервы обывателям и ничего больше не умеющих. Их потолок – это золотой зуб во рту конокрада, бранящийся люмпен да самогон. Не знаю, для каких нищих духом прокатчиками пишутся аннотации вроде «группой разыгрываются невероятно смешные криминальные постановки, а их зрителями, соучастниками и жертвами становятся пиарщики и политтехнологи, китайцы и венгры, милиционеры и бандиты, нищие дети кочевой национальности и, конечно, иностранные туристы, ностальгирующие по когда-то покинутой России…» (цитирую по упаковке) По-моему, радоваться показанным реалиям – это всё равно, что играть в пристеночек, используя труп.
С этой «антиэстетической» комедией, как её назвал сам режиссёр, он опоздал лет на 20 - 40. Только сытые, благополучные люди в здоровом, полноценном обществе способны умиляться авантюристам и посмеиваться над их проделками. В стране, где большинство не уверено в завтрашнем дне, где людям нечем платить за жильё и элементарное съестное, где недоступным и несправедливым стало всё на свете – глупо и цинично пытаться сорвать аплодисменты историями жульничеств и афер.
Кстати, знаете, кого я увидел в прощальном фильме «режиссёра-интеллектуала»? Не поверите: Ксению Собчак, Татьяну Лазареву, Сергея Шнурова (на снимке – с быдлом), Ивана Урганта… Не хватало только Максима Галкина с Николаем Басковым. Какой мощный финиш у этого эстета!..
Не знаю, сколько вы вытерпите у экрана. Убеждён: сейчас – время драмы и катарсиса, а не зубоскальства.
«Европа – Азия»: пошлость в кубе
«31 июня»: упущенные возможности
К юбилею Татьяны Друбич. «Избранные»

Другие новости по теме