4 декабря 2016 11:17
USD 64,15   EUR 68,47

«31 июня»: упущенные возможности

«31 июня»: упущенные возможности
СССР, 1978 год. Режиссёр Леонид Квинихидзе, композитор Александр Зацепин. В главных ролях Наталья Трубникова, Николай Ерёменко (младший), Владимир Зельдин, Владимир Этуш.

Этому фильму просто не повезло. Он задумывался как масштабная «новогодняя» постановка, призванная стать олицетворением добрых зимних праздников, застолий и благодушия, составить конкуренцию «Иронии судьбы». У режиссёра Леонида Квинихидзе уже имелся замечательный опыт «праздничного» кино – это «Соломенная шляпка» и «Небесные ласточки».
Новый фильм был впервые показан по ЦТ 31 декабря 1978 года. Увы, следующим летом снявшийся в роли второго плана солист Большого Александр Годунов попросил убежища в США, и фильм прочно положили на полку. Так один эгоистичный человек способен перечеркнуть труд десятков талантливых людей. Традиционным «новогодним» фильмом после творений Рязанова стали всё-таки «Чародеи».
Сейчас «31 июня» смотрится довольно странно и бедно. Диалоги унылы, декорации аляповаты и мрачны. Фильм страдает ровно той же болезнью, что и все остальные двухсерийные картины Квинихидзе – он излишне затянут. Это было вполне простительно для рыхлых семидесятых, однако сейчас, когда темп жизни убыстрился, а в телефильмы лошадиными дозами запихивают рекламу и анонсы, картина разваливается на эпизоды. И в некоторых из них актёров просто жалко – такую чушь им приходится изображать. Тускл даже Этуш, вожделеющий заветную брошь (а ведь это прообраз Сарумана из «Властелина колец»). Экзотика – все эти Мелисенты, магистры и придворные музыканты – ну никак не увлекает: режиссёру не удалось перехватить инициативу у Марка Захарова, вскоре триумфально развернувшегося на телевидении со своими Принцессами, Мюнхгаузенами, Королями, Бургомистрами и пр.
«31 июня»: упущенные возможности
«31 июня» создавался как мюзикл. Музыку писал один из лучших (если не лучший) отечественный кинокомпозитор Александр Зацепин, стихи для него слагали сразу трое поэтов: гениальный и насмешливый Леонид Дербенёв, детский классик Юрий Энтин и пробующая свои силы в лёгком жанре Римма Казакова. Музыкальное оформление делал находящийся в расцвете сил ансамбль «Аракс». У микрофона толпился целый отряд тогдашних звёзд первой величины: Жанна Рождественская, Як Йола (Яак Йоала), Лариса Долина, Сергей Беликов. Вместо божественно красивой Трубниковой пела дебютантка из Закарпатья Татьяна Анциферова – её песни и стали настоящими жемчужинами: «Мир без любимого» и «Всегда быть рядом не могут люди». Хороша ария «Любовь нас выбирает» в исполнении элегантного прибалта. Собственно, ради этих песен и стоит посмотреть фильм. «31 июня» – это памятник наивному советскому шоу-бизнесу.
К другим музыкальным номерам можно предъявить те же претензии, что и к фильму в целом: они выспренни, слабо мотивированны, лишены блеска. Дербенёв пробовал напустить сатиры, но шутки над королями ему на этот раз не задались. К тому же Зацепин написал довольно чопорную музыку – впрочем, какой же ей быть, если фильм об Англии?!
Неудачная попытка – это тоже результат. Получился сказочный фильм для романтичных подростков, первая отечественная картина в стиле «фэнтези». Леонид Квинихидзе не оставил намерений снимать «праздничное» и «народное» кино. Многое ему удалось – например, «Мэри Поппинс, до свидания!» (1983 г.) и «Артистка из Грибова» (с Ириной Муравьёвой, 1987 год).

Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
«Баламут»: да, вот так папа пел!..
10 июня 2010 1509
СССР, 1978 год. Режиссёр Владимир Роговой, в главных ролях Вадим Андреев, Наталья Казначеева.Если сегодняшнему студенту придёт в голову спросить у родителей, как они жили, когда были молодыми, то, пожалуй, лучшим ответом может стать фильм «Баламут». В нём – вся правда о комсомольской юности: будни в общежитии, пресловутая картошка, трудные сессии, первая взрослая любовь и студенческие свадьбы. Словом, вот так папа пел, жил и веселился...
«Ёлки»: ох, как чешется рука, ах, как бьётся сердце!..
27 июня 2011 1758
Продюсер Тимур Бекмамбетов постаралась сделать что-то своё после продолжения чужой «Иронии судьбы». Ещё одна попытка снять новогодний вечнозелёный фильм (если на Западе – «рождественские истории», то у нас – новогодние). Попытка сделать доброе, человечное кино, в котором достойно смотрелась бы и страна в целом, и отдельные её граждане. «Жить на позитиве». Вообще, это важно, поэтому мы и отмечаем этот фильм, который с трудом, но смотрится.Замечательно написала интернет-автор Анастасия Неустроева: «Желающих сказать об этом фильме плохо найдётся немало. Однако фильм учит как быть счастливыми, помогая другим, как быть проще, учит мечтать и исполнять мечты других. И это – главное»
«На свете живут добрые и хорошие люди»
26 октября 2010 1236
Совершенно беспомощный фильм. Режиссёр вообще не знает, что значит работать с актёрами. Просто поразительно, что Астрахан, человек с каким-никаким именем, проявил себя столь жалким образом.Что касается философии: не умеющий снимать кино режиссёр не может быть интересен своими интеллектуальными изысканиями...
«Маленькие трагедии»: памятник молодости и гениальности
16 июня 2010 1764
Сделанный в лучших традициях советской киношколы, фильм впервые был показан телезрителям в июле 1980-го, в канун смерти Высоцкого. С тех пор минули световые годы. Неудивительно, что фильм смотрится сейчас вяловато, некоторые сцены затянуты. В целом, он старомоден. Тем не менее, это одна из лучших экранизаций произведений Пушкина – в ней есть атмосфера, есть дыхание гения. Мы сталкиваемся с поэзией в чистом виде (торжество монолога!), и она берёт нас за горло...
03 июля 2011 1339
У нас появилась выдающаяся актриса, запомните её имя: Нина Лощинина!
«Тихая застава»: высота Сергея Маховикова
27 июня 2011 1776
Фильм потрясает. Это кино, которого ждали: «чистый» конфликт Добра со Злом. Добро олицетворяют российские солдаты. Фильм противостоит бесчисленным атакам на наше воинство, предпринимаемым широким фронтом, от «Предстояния» до телесериалов...

Сергей написал

9 июня 2012 12:08

Критика несправедлива. Всегда с удовольствием смотрю этот фильм, благодаря красивой игре главных героев, мелодичной музыке, необычной обстановке средневековья. Завораживает прекрасный образ принцессы Мелисенты, созданный Натальей Трубниковой.

Виктор Шкуров написал

7 января 2014 01:04

Главный бич нашего кинематографа - кинокритики. Точнее даже не кинокритики, а попытка некоторых режиссёров им угодить. Но тут приходится выбирать - либо делать фильм, который понравится народу, либо продолжать эти самые попытки. Как правило бесполезные, ибо эти самые кинокритики воспринимают свою профессия именно как обязательство ругать и критиковать. Сначала следует ложка мёда, а потом обязательно бочка дёгтя. С обязательной попыткой с-оригинальничать. Как в данном случае, сравнивая героя Этуша с Саруманом.
В общем, нашли к чему придраться. Да, декорации не шибко яркие, вероятно в силу ограниченности бюджета. Да, у карлика в костюме зелено-желтого цвета я так и не увидел желтого цвета. И сцены фехтования категорически уступают Трём мушкетёрам. Но артисты великолепны, принцесса действительно принцесса из мечты. И многие насмешки отнюдь не утратили своей злободневности. Хороший получился фильм, трогательный. И не знаешь хороший у него конец или печальный. Но слёзы к глазам подступают.
Кстати, "Соломенная шляпка" мне ну совершенно не понравилась. Дешёвый водевильный балаган, который я так ни разу и не досмотрел до конца. Спору нет, многим он нравится, но лично я терпеть не могу дураков. У каждого свои вкусы. Я в очередной раз с удовольствием смотрел 31 Июня от начала до конца, отложив все дела.
Жаль, что великолепная Наталья Трубникова так и не была востребована в кино.
"));