8 декабря 2016 12:53
USD 63,91   EUR 68,5

«Палата №6»: всем нам предстоит вернуться в чеховскую палату

«Палата №6»: всем нам предстоит вернуться в чеховскую палату

Россия, 2009 год. Режиссёр Карен Шахназаров, в главных ролях Владимир Ильин и Алексей Вертков.
Этот фильм стоит посмотреть всем – и тем, кто обожает Чехова, и тем, кому читать шедевры лень. Просмотр потребует определённых душевных затрат. Искушённый зритель найдёт массу цитат в работе режиссёра Шахназарова, неискушённый просто будет наблюдать, как сюжет Чехова изложен в виде журналистского расследования (к счастью, более мягкого, нежели «Программа Максимум»).
Повесть осовременена, её герои живут в нынешней России. Что должно быть особенно приятно жителям Смоленщины: в фильме чётко указано место действия. Дважды называется река Вопь, в излучине которой возник монастырь, чьё богатое здание является ныне психиатрической лечебницей. Стало быть, провинциальный город, столь ненавистный главным героям, стоит на этой речке. Правда, из финальных титров, которые всё равно никто не читает, можно узнать, что снималась картина в Дмитровском районе Подмосковья, на базе реального психоневрологического интерната №3.
Сразу скажу, что не люблю актёра Владимира Ильина, которого многие считают, не без оснований, гением. Ильин генерирует, с небольшими изменениями, плебейские типы, из которых, возможно, и состоит жизнь, но наблюдать их во множестве на экране утомительно и пошло. (Тут Ильин сродни артисту Дурову, создавшему сонмы мещан за свою некороткую биографию и всё продолжающему муссировать плебейство и пошлость в многочисленных телероссказнях и интервью не к месту). Сочувствия герой Ильина не вызывает, на «благородного» человека никак не похож.
Проза Чехова занятнее и изобретательнее выпусков криминальных передач, впрочем, это было ясно и без фильма. Увлечь современного зрителя диалогами о смысле жизни нельзя. Возможно, Чехову это было необходимо в душной и реакционной России, но сейчас такая форма выглядит анахронизмом (или – режиссёр не справился).
Есть известная шутка о том, что «Оскаров» актёрам дают за роли сумасшедших или проституток. Рациональное зерно заключается в том, что зрители видели великое множество великих картин о домах призрения, начиная с «Пролетая над гнездом кукушки». Удивить чем-то новым – архисложно. Карену Шахназарову, на мой частный взгляд, не удалось. Если говорить об актёрских удачах, то очень хорош Виктор Соловьёв в роли санитара Никиты, замечательного Хоботова сыграл Евгений Стычкин, справился с ролью единственного свободного друга главного героя, почтмейстера Михаила Аверьяновича, Александр Панкратов-Чёрный (правда, создатели фильма имеют очень смутное представление о том, в какой давке и ажиотаже работает провинциальное почтовое отделение). Феноменально хороша бывшая домработница главного героя, но создатели фильма не сочли возможным называть актрису по имени.
В целом картина добротная. Шахназаров – человек думающий, и его попытка прочтения Чехова могла бы иметь больший прокат и больший общественный резонанс. Счастливым обладателям лицензионного диска приготовлен щедрый бонус – огромная сцена «Соревнования по шашкам и домино», не вошедшая в картину.
«Палата №6»: всем нам предстоит вернуться в чеховскую палату


Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
«Сексоголик»: с тревогой за Майкла Дугласа
26 августа 2010 2777
На удивление глубокий фильм, несмотря на такое жуткое название. На самом деле, новое имя дали наши неунывающие умники-прокатчики, в оригинале картина зовётся Solitary Man, что-то вроде «Одиночка», по известной песне Джонни Кэша (она звучит в начале фильма). История о том, как человек, отказавшись от моральных норм, очень быстро скатывается на самое дно общества и теряет всё.Несколько дней назад в прессе промелькнуло сообщение о том, что у самого Майкла Дугласа врачи нашли рак. Очень жаль, что находится в опасности жизнь замечательного интеллектуального актёра и продюсера таких шедевров, как «Пролетая над гнездом кукушки». Пусть и заочно, но от всего сердца хочется пожелать ему здоровья и удачи!
"Имя Розы": новые приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона
28 апреля 2010 2410
Италия – Германия – Франция, 1986 год, режиссёр Жан-Жак Анно, в гл. ролях Шон Коннери, Мюррей Абрахам, Кристиан Слейтер.Возможно, книга и в самом деле так хороша, как о ней принято говорить, но с появлением «Имени Розы» возник прецедент переноса сюжетов и установок сегодняшнего дня в далёкое и тёмное прошлое. Получается, что фильм снят «как бы» на историческую тему, но на самом деле там вся проблематика – современная. И вот мы уже получаем совершенные нелепые книги про Эраста Фандорина (одно имя чего стоит!..), где царят все мыслимые и немыслимые современные пороки. Начался этот заплыв именно с титульного фильма.
«Сумасшедшее сердце»: брось ты её, эту работу!..
04 апреля 2010 1229
США, 2009 год, режиссёр Скотт Купер, в гл. ролях Джеф Бриджес, Мэгги Джилленхал, Колин Фаррелл.«Сумасшедшее сердце» – фильм стильно-тягучий, у него особенный темп. В нём замечательно отражена созерцательность мира спивающегося человека, его полное бессилие: для него всё встаёт на свои места только когда он пропустит пару стаканчиков. Точка возврата давно пройдена, и это очевидно всем, кроме бестолковой молодой женщины, связывающейся не с теми парнями. Вот эту роль я бы, кстати, отметил. Я бы не сказал, что Джеф Бриджес так уж сильно играет в «Сумасшедшем сердце» – ожидал гораздо большего. Странно, что он всё-таки получил за эту роль «Оскара».
«Игла»: кино для героя
19 августа 2010 2235
«Игла» выбивается из ряда перестроечного кино. Это яркий иррациональный фильм, с особой неповторимой стилистикой. Зрительский интерес к нему не иссякает, самым свежим подтверждением тому служит снятая и готовящаяся в прокат «Игла Ремикс» (будем надеяться, что она не повторит провальную участь «Ассы-2»).В своё время «Игла» снискала невероятную популярность, притом, что фильм сделан с непрофессиональными актёрами, с явно бедными и невнятными диалогами. Безусловно, самая большая удача – Цой в главной роли...
«Утомлённые солнцем – 2»: «Ширли-мырли» по-михалковски
27 апреля 2010 1410
Россия, 2010 год, режиссёр Никита Михалков, в гл. роли Никита Михалков.Столь громкую премьеру, как блокбастер от Н.С. Михалкова, снимаемый аж восемь лет, необходимо смотреть самому, чтобы составить своё собственное мнение. Такая премьера – событие в культурной жизни страны, независимо от результата. Дальше можно не читать, вдруг фильм вам понравится?
«Дорога перемен»: Сто часов счастья - разве этого мало?!.
30 июня 2010 2375
Пронзительный фильм о человеческом одиночестве, о невозможности воплотить мечту, о предопределённости судьбы. Имя режиссёра скажет сразу о многом: Сэм Мендес, тот самый человек, что поставил «Красоту по-американски». Для своего четвёртого фильма он выбрал сюжет романа «Revolutionary Road» 1958 года и создал эпическую историю гибели молодой семьи. В главных ролях – звёздный дуэт фильма Титаник». Кейт Уинслет оказалась большого таланта драматической актрисой. Кроме того, на момент съёмок она являлась женой Мендеса. В интервью режиссёр говорит об одной из главных идей фильма: «В жизни выпадает только одна возможность вырваться, только одна возможность жить как хочется, и нужно использовать её». Звучит несколько двусмысленно для него самого: вскоре после выхода фильма он расстался с женой. Видимо, вырвались…
"));