9 декабря 2016 06:54
USD 63,39   EUR 68,25
02 августа 2010 4962

«Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера»

«Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера»

Россия, 2008 год. Документальный фильм, режиссёр Игорь Майборода.
Если бы кто-то сказал, что четверть века спустя после смерти Андрея Тарковского коллеги начнут учить покойного режиссёра снимать кино, я бы не поверил. Тем не менее, такой случай отмечен в кинодокументалистике. Украинский режиссёр Игорь Майборода хочет убедить зрителей своей картины «По ту сторону «Сталкера» в том, что для всех было бы лучше, если бы фильм «Сталкер» снял оператор Георгий Рерберг.
Делается это из большого уважения к уже покойному Георгию Ивановичу и от любви к справедливости. Дескать, деспот и самодур Тарковский незаслуженно отлучил оператора от картины, чем нанёс непоправимый ущерб репутации мастера. Его доброе имя вот уже более 30 лет нуждается в реабилитации…
Справедливость восстанавливается неожиданным способом. Сам фильм «По ту сторону «Сталкера» продолжается 2 часа 20 минут, из них первые 55 минут нам рассказывают о славных предках Рерберга и об их заслугах перед Отечеством. Выступающие – сплошь «тяжёлая артиллерия», вроде Ирины Антоновой и Никиты Михалкова (его бы самого кто-нибудь защитил сейчас…). Рассказы перебиваются кадрами горящего Манежа (2004 год) Часто, даже слишком часто нам демонстрируют документальные съёмки дирижёра Мравинского, то исполняющего с оркестром самую известную симфонию Шостаковича, то рассуждающего об искусстве управлять большим коллективом. Видимо, слова гениального старика должны укрепить зрителей в том, что режиссёр Тарковский даром руководить не обладал. Затем с нападками на мастера выступает его ближайшее окружение в работе над «Сталкером» – ассистенты режиссёра Евгений Цымбал, Марианна Чугунова, культуролог Ольга Суркова. Выглядит это всё по меньшей мере неэтично.
Поскольку свидетельств самого конфликта двух талантливых людей – с гулькин нос, в общую кучу щедро подвёрстываются жалобы членов съёмочной группы на жену Андрея Арсеньевича, тоже ныне покойную. «Головы» договариваются до того, что Тарковский приписал себе заслуги художников, работавших над картиной и тоже изгнанных. В качестве показаний обвиняемого, то есть Тарковского, даются цитаты из его желчных «Дневников», в переводе с французского обратно на русский, а также некая фонограмма беседы четы Тарковских с режиссёром Глебом Панфиловым. Запись, похоже, была сделана за столом, поскольку собеседники не производят впечатления слишком трезвых. Прямо скажем, Тарковский не жалует своего бывшего оператора, однако вряд ли он предполагал, что этот разговор будет транслирован на самую широкую зрительскую аудиторию, как и «Дневники». Давайте смотреть правде в глаза: когда Тарковский остался на Западе и отказался возвращаться в СССР, любые прежние ссоры с невозвращенцем шли только в плюс отечественным деятелям культуры. Так что ещё вопрос, кто кому помог и навредил…
Самого Тарковского Рерберг облыжно обвиняет в том, что он – не «актёрский» режиссёр, что актёрскую неубедительность он прикрывал «глицериновой слезой и музыкой Перголезе». На мой взгляд, этому дикому и оскорбительному для Тарковского утверждению просто не должно было найтись места в фильме.
В качестве доводов «за Рерберга» приводятся такие, что центральная картина Тарковского – «Зеркало», что Виктор Астафьев считал, что Рерберг лучше всех экранизировал астафьевские сочинения, что Рерберг – племянник Мстислава Ростроповича, что Рерберг тоже уехал бы на Запад, но только обязательно вернулся и т.п.
Чтобы понять сущность этого фильма, проще сказать, чего в картине нет. Нет мнения оператора Александра Княжинского, снявшего «Сталкер» в конечном итоге. Он выключен из разговора, и его с благодарностью вспоминает только Тарковский…
На самом деле, нет нужды высиживать у экрана всю продолжительность этого длинного и на редкость бестолкового киноповествования. О мастерстве Рерберга говорит фильм «Зеркало», снятый им вместе с Тарковским, а также картины разных лет, созданные с другими режиссёрами – «Дядя Ваня» (Андрей Михалков-Кончаловский), «Здравствуйте, я ваша тётя!» (Виктор Титов), «Отец Сергий» и «Звездопад» (Игорь Таланкин), «Плюмбум, или Опасная игра» (Вадим Абдрашитов). Увы, можно назвать и провальные фильмы Рерберга, не запомнившиеся ничем. Поэтому – «не создай себе кумира». Не думаю, что сам Георгий Рерберг обрадовался бы содержанию и стилю подачи картины правдоискателя Майбороды.
А в защиту Тарковского и Княжинского говорит только один довод, но – самый главный, решающий: зрительский. Вставьте в проигрыватель диск со «Сталкером» и начните смотреть фильм с любого места. Завораживает, не правда ли?

Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
«Жертвоприношение» Тарковского автобиографично?
18 ноября 2010 3484
Удивительно, что многие любители творчества Андрея Тарковского не видят возможной аналогии между сюжетом его последнего фильма \"Жертвоприношение\" и жизнью самого мастера...
Андрей. Достать чернил и плакать!..
06 апреля 2012 3691
Гений. О многих ли наших кинорежиссёрах так говорят за рубежом? О нём говорят. Он смог. Он добился. Своим трудом и талантом. Говорят, природа отдыхает на детях талантливых родителей. В двадцатом веке поэтам пришлось несладко (хотя вот сейчас – сладко, и кто их слышит?). Сергей Михалков и Арсений Тарковский – какие разные судьбы!.. И какие разные дети! Но отдыхает ли природа?
04 апреля 2012 1405
Сегодня, 4 апреля, исполнилось 80 лет со дня рождения выдающегося отечественного кинорежиссёра, признанного во всём мире классика кино Андрея Тарковского. Вечная юность и мудрость отличают его картины. Фильмов немного, но они имеют счастливую судьбу – их смотрят с пытливым вниманием всё новые поколения зрителей
«Солярис»: «…а мы поставим свечи в изголовье погибшим от неслыханной любви!..»
08 июля 2011 3560
Во Всероссийский день семьи, любви и верности «Смоленская газета» в своей традиционной рубрике, посвящённой кино, предлагает обратить внимание на несколько фильмов о любви – классических и новых. С праздником!
«Ностальгия»: мрачная жемчужина
16 декабря 2010 2787
У «Овсянок» много общего с «Ностальгией». Прежде всего, это мифотворчество. Жизнь человека и её назначение. Самоубийство уже не грех, а способ воздействовать на реальность. Пристально рассматриваются условия переселения на тот свет. И миф «Овсянок» более целостный и увлекательный, поскольку у современного режиссёра Федорченко выше темп повествования, хотя в обоих фильмах многие сцены сняты тошнотворно долгим общим планом с одной точки.У Тарковского миф не сложился. Есть несколько сильных фресок, как предвестие безвременного конца художника. Они бессвязны, ибо заплетается язык у безумно одинокого и тоскующего человека...
Любимый актёр Тарковского
30 апреля 2010 1214
Сегодня исполнилось 90 лет со дня рождения известного советского киноактёра Николая Гринько, снявшегося более чем в ста двадцати пяти (!) фильмах
"));