8 декабря 2016 07:03
USD 63,91   EUR 68,5

«Хрусталёв, машину!»: макать голову в помойное ведро

«Хрусталёв, машину!»: макать голову в помойное ведро

1998 год. Режиссёр Алексей Герман. В главной роли Юрий Цурило.
Собственно, с подобных фильмов началась новая Россия. Велико было желание интеллигенции успеть выкрикнуть Правду, прежде чем снова, как она предполагала, воцарится произвол и тоталитаризм… Фильм Германа – это «сгущёнка» сознания советского интеллигента, большого художника, для которого Совесть должна значить больше, чем Страх, и мучительному установлению этого неравенства посвящена его жизнь в аду, каковым казалась Герману советская действительность.
Велико же было изумление автора, когда его гневная отповедь тоталитаризму и насилию над личностью не нашла понимания. Ни в среде зарубежных кинокритиков и фестивалей, ни у собственной интеллигенции, ни, тем более, у массового зрителя. (Прежние фильмы Германа – и «Двадцать дней без войны», и «Проверку на дорогах», и «Ивана Лапшина» смотрели. Без ликования, без аншлага, но – смотрели.) С «Хрусталёвым» над Германом-старшим сгустилась завеса непонимания и вытекающего из него молчания. Он никак не интересен гламурной тусовке, заправляющей в России XXI века.
Итак, фильм Германа – это болезненный и предвзятый памятник тому, что советская действительность являлась преисподней. По крайней мере, для определённой части общества, для прослойки. Однако сейчас, когда жизнь неласкова к другим людям, эта прослойка отмалчивается, выпуская в лучшем случае те фильмы, которые мы с вами рассмотрим ниже.
Надо сказать, Герман перестарался. Фильм смотреть невозможно – это всё равно как поминутно окунать голову в помойное ведро. Тщательно собирающий всю грязь со дна души, режиссёр надеется довести зрителя до катарсиса, однако уж полночь близится, а катарсиса всё нет!..
Каждый крохотный эпизод «Хрусталёва» снят как законченный маленький фильм – это роднит его с «Иваном Грозным» Эйзенштейна. Однако «большой стиль» пародируется суетой и убожеством происходящего. От тысячекратно повторённого приёма, – в кадре возникают новые, будто случайные персонажи, бросают реплики, и тут же навсегда исчезают – устаёшь. Маета души. Непрестанная истерика на протяжении 140 минут (никто не умеет истерить так, как Герман, даже Никита Михалков!). После просмотра фильма хочется вымыть руки и проветрить помещение: сцены обильные и дурно пахнущие, как сочащийся гной. Можно только посочувствовать художнику, у которого такое внутри!

Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
Николай Агафонов – про Алексея Германа
07 марта 2013 1047
– У меня нет кумиров в искусстве. Но «Мой друг Иван Лапшин»… Я чувствую в его авторе художника! Первые кадры, когда камера очень долго идёт с улицы через коридоры в комнату, где сидит главный герой… Герман брал этим любого человека, у которого есть художественные способности. Он кодировал кадры по законам искусства!.. Мне, как студенту творческого вуза, был интереснее язык Германа, нежели других режиссёров. Его фильмы производили на нас, молодых людей, большое впечатление. Мы понимали, что это – новый язык! Мы таким не владели, хотя преподаватели у нас были великолепные...
08 июля 2011 2366
Иной раз кажется, что все индийские фильмы – о любви. И если в последние 20 лет отечественное кино деградировало в любовном жанре, свернувшись до мелодрам «Всегда любовь никогда» на канале «Россия», то индийское, наоборот, расцвело, выпуская работы, способные порадовать самого взыскательного зрителя (уж тем более – зрительниц).Фильм добрый и очень красивый. Яркие, запоминающиеся с первого раза песни, отличная хореография, масштабные съёмки – прекрасное кино для семейного просмотра. Можно смотреть снова и снова, причём с любого места
Телеканал «Россия 1» покажет фильм «Последний рубеж», эпизод которого снимали в Смоленской области
05 мая 2016 821
Кино о подвиге памфиловцев зрители увидят 8 мая в 21:00…
«Возмездие»: его пугают, а мне - не страшно
16 апреля 2010 1731
США, Великобритания, 2010 год, режиссёр Мартин Кэмпбелл, в главной роли Мэл Гибсон.После снятых Мэлом Гибсоном «Страстей Христовых» и «Апокалипсиса» мне странно видеть его бегающим с пистолетом в детективе. Такое впечатление, что в своей творческой эволюции он вернулся на много лет назад. Зачем?
«Завтрак на траве»: легенды расскажут, какими мы были...
30 июня 2010 2369
СССР, 1979 год. Режиссёр Николай Александрович, композитор Владимир Шаинский. В главной роли Сергей Проханов.Пронзительно солнечный – до цветных пятен – музыкальный фильм, который раньше показывали летом, а теперь не сыщешь днём с огнём. Содержание фильма является выдумкой, однако очень хотелось верить, что возможны такие условия и такие отношения между подростками. Судя по всему, его не смотрели лицедеи, ныне глумящиеся в телевизоре над пионерскими отрядами. Однако людей не обманешь: зло бесплодно, а на кинофорумах можно найти множество сообщений примерно такого содержания: «Чудесный фильм, наполненный музыкой, летом, запахами леса и чистыми отношениями. Песни просто сами поются после просмотра!»
К юбилею Татьяны Друбич. «Избранные»
26 мая 2010 3016
К юбилею Татьяны Друбич канал «Культура» покажет один из самых пронзительных и страшных фильмов с её участием – «Избранные» (воскресенье, 6 июня, 20-00). Фильм беспощаден: это история любви и предательства, надежды и соглашательства, предприимчивости и бегства от действительности...
"));