10 декабря 2016 09:49
USD 63,3   EUR 67,21
28 сентября 2009 2065

Когда научимся защищаться?

На заседании Общественной палаты Смоленской области рассматривался весьма злободневный для всех нас вопрос – защита прав потребителей.
В обсуждении этой проблемы приняли участие члены Общественной палаты, представители областной, городской администраций, областной прокуратуры, управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области, региональной общественной организации "Смоленский общественный контроль". Были на заседании и просто жители Смоленска. Вот о выступлении пожилой смолянки, инвалида Клавдии Васильевны Карпуничевой и расскажу особо.
В один из дней в её квартиру позвонили, сказали, что представляют органы социальной защиты и сообщили о собрании во дворе дома. Пожилая женщина спустилась во двор, там уже были пенсионеры из её же дома. Им всем объяснили, что соцзащита заботится о них и аппарат "Лотос", который стоит 11,5 тысячи рублей, отдаст им с большой скидкой – всего за 3 тысячи 900 рублей.
- Нас буквально гипнотизировали, шли за нами в квартиры и говорили: "Давайте деньги, это забота о вас, аппарат лечит все болезни", – рассказала Клавдия Василь¬евна. – Не дали прочитать инструкцию по применению. Когда я выложила деньги за аппарат, то стала читать инструкцию и обнаружила немало противопоказаний для себя. На следующий день отыскала компанию "Партнёр", которая, оказалось, и занимается продажей этого аппарата. Но назад его не взяли, теперь благодаря Общественной палате пытаемся выиграть дело в суде, чтобы вернули деньги. И не я одна такая обманутая, нас много.
Вот такая ситуация. В ней, как в капле воды, отражаются отношения потребителей с теми, кто продаёт товар или услуги. Кто виноват, что женщина купила этот аппарат? Сама, конечно, но ей это было навязано, можно смело сказать, мошенническим образом. Наша правовая безграмотность порой приводит к тому, что мы, покупая товар, заключая различные договоры на услуги, совершенно не знаем своих прав. А разного рода предприниматели пользуются этим.
Председатель комиссии по развитию гражданского общества и правам человека Общественной палаты, председатель правления Смоленской областной общественной организации "Региональный центр защиты прав потребителей" Виолетта Етишева рассказала на заседании о различных нарушениях прав потребителей, в том числе и о навязывании нашим старикам аппарата "Лотос". Но против фирмы, которая продаёт эту несертифицированную продукцию, никаких мер принять оказалось невозможно, обращения в правоохранительные органы не дали результата. Как ничего нельзя предпринять и против банков, которые, оформляя автокредит, вынуждают клиентов обращаться в определённую страховую компанию, где более высокие цены. Просроченные продукты питания, плохие услуги ЖКХ, некачественные одежда и обувь – как этому противостоять?
Для предупреждения, выявления и пресечения нарушений прав потребителей соответствующие органы рассматривают заявления и обращения людей и хозяйствующих субъектов, консультируют их по вопросам потребительского законодательства, проводят проверки, принимают меры к добровольному урегулированию споров, прибегают к мерам административного воздействия на нарушителей закона, осуществляют судебную защиту прав потребителей, информируют и обучают население, вырабатывают предложения по совершенствованию защиты их прав.
В основном решён вопрос с выдачей кассовых чеков и иных документов, подтверждающих покупку. Прочно вошло в практику досудебное разрешение споров между потребителями и иными рыночными контрагентами. Осуществляется экспертиза и сравнительное тестирование важнейших товаров народного потребления. Всё более широкий размах приобретает работа по информированию и обучению населения основам потребительской культуры, особенно молодёжи.
Вместе с тем, как показывает практика, в сфере защиты прав потребителей остаётся немалое количество нерешённых вопросов правового, экономического, организационного и социального характера. Негативно сказываются на положении потребителей наличие множества монопольных рынков, в том числе деятельность отраслей, относящихся к естественным монополиям; ценовая спекуляция; наводнение потребительского рынка некачественными и фальсифицированными товарами; низкий уровень сознания потребителей; отсутствие или низкий уровень информационных систем, доступных для потребителей и предпринимателей на фоне широкой и наступательной рекламы; ограниченные средства и возможности судебных органов; недостаточный авторитет общественных объединений потребителей и т.д. Сохраняется определённый рост нарушений в сфере продажи продовольственных товаров без документов: продажа товаров с нарушением санитарных норм и правил при хранении и реализации товаров, особенно продуктов питания. Также встречаются нарушения в сфере оказания услуг - финансовых, строительных, медицинских, изготовления мебели, окон.
Анализ обращений в различные органы федерального и местного значения по защите прав потребителей позволяет сделать вывод, что сохраняется большое число заявлений, связанных с нарушением прав потребителей по предоставлению необходимой и достоверной информации об исполнителях и оказываемых услугах.
Очень много обращений, связанных с жалобами в сфере долевого участия и потребительского кредитования на предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями без сертификата и лицензии на избранный вид деятельности (как правило, это стоматология терапевтическая, хирургическая и профилактическая, лечебная физкультура, рентгенология).
Чтобы избежать нарушений прав потребителей, Общественная палата собирается разработать и издать специальную брошюру "Потребитель, знай свои права" для широкого распространения среди смолян.

Ольга ЧУЛКОВА

Опубликовано в "СГ" 29 сентября 2009 г. №89(535)
Новости по теме
Для смолян проведут консультации по вопросам защиты прав потребителей
08 июня 2016 313
Задать вопросы специалистам можно будет 9 июня…
03 марта 2010 2545
15 марта на всей планете отметят Всемирный день защиты прав потребителей. В этом году международной Федерацией потребительских организаций Consumers International (CI) объявлен девиз праздника: "Наши деньги - наши права". Он будет посвящён вопросам защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг. В преддверии Всемирного дня защиты прав потребителей Управление Роспотребнадзора по Смоленской области проводит с 4 по 15 марта "горячие линии" по всем актуальным вопросам. В том числе 4, 11 и 15 марта можно будет задать вопрос, посвящённый тематике Всемирного дня защиты "Наши деньги – наши права".Телефон "горячей линии" - 8-800-100-90-50. Звонок бесплатный.
Жителям Смоленска вернули за некачественные товары 443 тысячи
06 октября 2015 857
За текущий год в отдел защиты прав потребителей обратилось 781 человек…
23 октября 2009 1405
РЕШЕНИЕ заседания Общественной палаты Смоленской области на тему «Защита прав потребителей на Смоленщине»
Смоляне стали меньше жаловаться на некачественные товары и услуги
21 января 2016 348
Специалисты связывают это с текущим кризисом...
"));