9 декабря 2016 22:11
USD 63,3   EUR 67,21
29 марта 2010 6257

Каким должен быть педагог сегодня?

Каким должен быть педагог сегодня?
Национальное образование претерпевает сегодня значительные изменения. Каковы современные требования к уровню профессионализма учителя? Какой станет школа завтра? На эти и другие вопросы отвечает начальник Департамента Смоленской области по образованию и науке Людмила МАЛЮТЕНКО.

- Людмила Николаевна, сейчас всё чаще говорят о компетентност¬ном подходе в формировании личности ученика. Поясните, пожалуйста, что стоит за этим термином.
- Это очень ёмкое понятие. На первом месте формирование и развитие личности ученика. Кроме знаний, которые призвана давать школа, мы должны стремиться к подходам, основанным на оценке значимости образования для развития личности, её саморазвития, самореализации и успешной социализации. Это означает, что обеспечение ученика одними лишь знаниями не является целью образования. Ценнейшим видом результатов, достигаемых в обучении, является компетентность. Совет Европы определил пять основных компетентностей, которые должны быть развиты у выпускников школ: политическая и социальная, межкультурная, коммуникативная, информационная, а также способность учиться всю жизнь.
- Меняются подходы, значит, меняется и сам педагог?
- Совершенно очевидно, что происходит трансформация основной функции педагога. Сегодня общеобразовательному учреждению нужен не педагог-адаптант, умеющий приспосабливаться к определённым требованиям, а учитель-творец, проектировщик собственной профессиональной судьбы, призванный создавать благоприятные условия для формирования личности ученика. Современной школе требуется такой педагог, который способен не только на высоком уровне обеспечивать образовательный процесс, но и решать задачи общего развития детей. Для этого требуются определённые, быть может, авторские дидактические средства. Каждая образовательная ступень подразумевает адекватную педагогическую деятельность с учётом государственных требований, предъявляемых к школе, интересов родителей, а также потребностей и возможностей учеников.
- Каждый ли учитель сможет соответствовать новым требованиям?
- Научно обоснованная деятельность педагога предполагает уточнение и расширение его профессиональной компетентности. Учитель будет соответствовать новым требованиям, если обладает комплексом знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. Основными составляющими профессионализма педагогического работника являются деловая, информационная, правовая компетентности.
- Расскажите поподробнее, пожалуйста.
- Учитель обеспечивает эффективное решение профессионально-педагогических проблем и задач. Их возникает немало в реальных ситуациях педагогической деятельности. Приходится применять жизненный опыт, имеющуюся квалификацию, учитывать общепризнанные ценности. Не владея современными образовательными технологиями педагогической диагностики (опросами, индивидуальными и групповыми интервью), невозможно добиться желаемых результатов. Педагоги постоянно совершенствуют методические приёмы психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов. Они используют методические идеи, новую литературу и иные источники информации в области компетенции и методик преподавания. Всё это нужно для построения современных занятий с учениками.
- Термин "информационная компетентность" тоже, на наш взгляд, требует пояснения…
- Информационная компетентность предполагает эффективный поиск информации, её структурирование, а также адаптацию к особенностям педагогического процесса. Нельзя не учитывать и дидактические требования, формулировку учебной проблемы. Квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, готовыми программно-методическими комплексами позволяет решать педагогические проблемы и практические задачи. Сегодня педагог должен использовать в образовательном процессе автоматизированные рабочие места, компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы, вести школьную документацию на электронных носителях.
- Всё это необходимо для того, чтобы наладить более надёжный контакт с учениками?
- Именно так. Коммуникативная компетентность обеспечивает эффективную прямую и обратную связи с воспитанниками, помогает установить контакт с обучающимися разного возраста, родителями, коллегами по работе. Без этого нельзя добиться положительных результатов. Современный учитель должен уметь вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определённость социально значимых целей. Здесь ему пригодится умение убеждать, аргументировать свою позицию. И уж, конечно, нельзя брать под сомнение то, что педагогу без владения ораторским искусством, грамотности устной и письменной речи в образовательном учреждении будет трудно.
Кроме всего перечисленного, современному учителю необходимо иметь правовую компетент¬ность. Это значит эффективно использовать в работе законодательные и иные нормативные правовые документы органов власти для решения соответствующих профессиональных задач.
Как видите, требования к педагогическим работникам с каждым годом повышаются. Но большинству наших учителей это по плечу.

От редакции: мы приглашаем заинтересованных лиц к продолжению разговора о роли учителя в современном обществе.

Екатерина ДУБРОВИНА

Опубликовано в "СГ" 30 марта 2010 г. №33(609)
Новости по теме
Заменит ли компьютер педагога?
09 апреля 2010 4809
Издревле и вплоть до конца XX века профессия учителя была одной из самых почётных и уважаемых в русском обществе. Учитель не только давал знания детям, но обучал их, как эти самые знания расширить и углубить, как найти оптимальное применение. Морально-нравственное, духовное и патриотическое воспитание стояло во главе угла всего воспитательного процесса в школе, и учитель, отведя все уроки и внеклассные мероприятия, возвращался домой, где ещё до полуночи проверял тетрадки учеников, составлял рабочие планы на следующий день. А оплата его труда никогда не была высокой, зато было уважение к его труду!
Смоленские учителя познакомились с новейшими методами повышения качества образования
25 ноября 2016 167
24 ноября состоялась конференция «Профессиональный стандарт педагога – инструмент повышения качества образования»…
Педагог из смоленской гимназии №4 Максим Луференков стал учителем года
28 апреля 2016 2455
Победителя и лауреатов областного конкурса наградили в администрации региона…
ЕГЭ тревоги нашей
07 мая 2013 1366
Смоленские педагоги обсудили проблему подготовки школьников к выпускным экзаменам и обменялись опытом использования тестовых технологий
Учитель – призвание или приговор?
09 декабря 2009 2251
В наше неспокойное, не очень определившееся с жизненными приоритетами, раскованное время неожиданно заметную роль стали играть условности. Понятие "престиж" сегодня определяет отношение значительной части общества к месту, которое занимает оно в жизни. Престижные дом, машина, работа, образование. Если у вас обычная, пусть хорошая квартира, машина "Жигули", любимая работа, да ещё, не дай Бог, вы учитель и заканчивали смоленский вуз – всё это, оказывается, непрестижно.
13 апреля 2012 2537
Во вторник, 10 апреля, в актовом зале Смоленского промышленно-экономического колледжа прошла торжественная церемония открытия очередного ежегодного, уже 22-го по счёту областного конкурса «Учитель года».
"));