11 декабря 2016 14:54
USD 63,3   EUR 67,21
13 сентября 2011 2438

Роман Шатхин: фотография как судьба

Роман Шатхин: фотография как судьба Сегодня фотография перестала быть привилегией избранных – почти у каждого есть хотя бы маленькая «мыльница», да и цифровым фотоаппаратом никого не удивишь. Сегодня в Смоленске панорама фотографии более чем широка. Прежде всего, пожалуй, его многоплановость и разнообразие можно объяснить повсеместным распространением Интернета. А всего каких-то 5-7 лет назад цифровая эра только начинала завоёвывать наш город. В это время начал свой творческий путь Роман ШАТХИН, студент СГУ. К настоящему времени список его работ весьма внушителен: более ста свадеб, победы в различных фотоконкурсах. Роман практически всегда занят, но, к счастью, в его плотном графике нашлось время для разговора со «Смоленской газетой».
– Роман, вам всего 21 год, однако практически треть жизненного пути вы уже посвятили фотографии. Вы один из немногих молодых смоленских фотографов, кто начинал снимать ещё на плёночные камеры. Расскажите о своём знакомстве с искусством ловить мгновение!
– Начал я заниматься фотографией классе в десятом, мне было тогда 15 лет. Получилось всё спонтанно: нашёл у мамы камеру на полке, которая лежала и пылилась кто знает сколько лет. Это был «Зоркий 4к» 1976 года выпуска. Дальномерная камера, плёночная, в те года ещё о «цифре» и не слышали. В то время, когда я начал заниматься фото, у нас в Смоленске был ограничен круг фотографов, да и это было не так модно. Я считаю, эта ограниченность и помешала мне быстро развиваться. На тот момент существовал фотоклуб. Люди приходили туда пообщаться не на тему творчества, а на тему аппаратуры. Последовательной критики услышать мне там не довелось. Комментариев, куда мне двигаться, над чем работать, получить я не мог. Интернет в те времена был не так развит. Сейчас же есть специальные фоторесурсы, литература, можно обучаться съёмке, не выходя из дома!
Я показал «Зоркий» одному из своих знакомых фотографов, мне поставили выдержку 1/125, диафрагму 11, чувствительность 100 со словами: «Вот, тебе на зиму хватит». Естественно, у меня возникали вопросы, например, почему фотографии в помещении получаются тёмными. Уровень фотокультуры у меня тогда был на нуле, точнее, на уровне «мыльницы» – нажать кнопку. Чему-то я, конечно, научился в клубе, но больше мне помогли практика и внимательное изучение инструкции. В первую очередь надо читать инструкцию!
– Но на «Зорком» общение с «плёночниками» у тебя не закончилось…
– Да, на «Зорком» я отснял буквально пару-тройку плёнок. Потом я купил себе «Зенит». Я считаю, что для людей, которые хотят заняться плёночной фотографией и не хотят тратить на это много средств, «Зенит» – достойный выбор.
В один прекрасный день передо мной встал выбор – либо покупка мопеда, что вполне логично для 16-17-летнего парня, либо покупка фотоаппарата посерьёзнее «Зенита». На тот момент в городе был единственный магазин, в котором продавались камеры уровнем выше мыльницы. Первой моей настоящей профессиональной камерой стал Nikon F-75, тогда он стоил около 12 тысяч.
– Однако уже в скором времени тебя коснулась «цифровая эра», и ты отошёл от плёнки…
– Я понял, что надо двигаться дальше. В Смоленске цифровых камер было раз-два и обчёлся, нельзя было у каждого, как теперь, найти цифровик. Я приобрел Nikon D50. Меня сразу, мягко скажем, прорвало, я начал снимать и снимать. Впечатлило, что картинку сделал – и сразу видишь, что ты сделал.
Один из моих снимков в 2006 году занял 13-е место во всероссийском конкурсе, его напечатали в журнале. Сюжет работы был совершенно банальный: обнажённая девушка с розой. Снимок был сделан на фоне моих штор в комнате, светом послужил рекламный прожектор, запущенный через зонтик. Да, я тоже увлекался «ню» на начальном этапе творчества. Как раз тогда я начал отдаляться от фотоклуба. Но стал замыкаться в себе: не было критиков, которые могут помочь в «работе над ошибками».
– И первые свадьбы ты отснял на Nikon D50? Что вдруг породило желание снимать свадьбы?
– Отчасти замкнутость, о которой я говорил выше… Спорно, было ли это хорошо или плохо. Момент отсутствия коммерции, момент творчества прошёл почти незаметно – и это плохо. Не покупайте камеры для того, чтобы сразу снимать свадьбы! Две первых я проработал ассистентом, третью отправился снимать уже сам. Поверьте, я боялся сильнее, чем невеста с женихом вместе взятые! После четвёртой свадьбы ребятам так понравились фотографии, что они купили камеру, на которую я снимал. Я обновил технику, купил Nikon D80. Отработал с ней три года. Сейчас я на Nikon’е D3.
– Что же делать, когда возникают творческие кризисы?
– Люди, работая в одной и той же сфере, занимаясь одним и тем же, так или иначе сталкиваются с одними и теми же проблемами. Это какие-то кризисы жанра, понимание, что ты снимаешь не то, что тебе хотелось бы, вообще отсутствие желания грамотно все эти стадии пройти – весь мир устроен одинаково, законы сохранения энергии, сублимация… Во всех областях. Самое главное делать то, что тебе нравится, – за деньги, не за деньги. Надо развиваться и с достоинством преодолевать все трудности. Всему свое время!

Опубликовано в «СГ» 13 сентября 2011 г. №101 (828)
Новости по теме
Где есть сон и где – явь
12 июля 2011 1630
Думаю, что сегодня процесс слияния искусства и коммерции практически завершён. Ведь результат налицо: мы– в царстве штампов, клише, имеем количество вместо качества. Однако и сейчас можно встретить людей, которые готовы не прогибаться под обстоятельства и пытают творить. Сегодня наш собеседник Владимир ПОРЕШ – смоленский фотограф и кинооператор с более чем десятилетним стажем.
Философия плёнки
24 октября 2012 1714
Ломография, вообще-то, явление уже не новое, и мало-мальски интересующийся фотоискусством и современной культурой человек о ней слышал. Но Смоленск, как всегда, позади планеты всей. Ломографией у нас занимаются единицы. О них и пойдёт речь: кто снимает, как снимают и что в итоге получается
Закон джунглей Андрея Гудкова
17 марта 2014 734
Фотограф-анималист с мировым именем в эксклюзивном интервью «СГ» рассказал о переписке с Жак-Ивом Кусто и цене входного билета в мир профессиональной фотографии…
Три пятёрочки
05 мая 2010 1667
В Центре культуры на улице Тенишевой в Смоленске открыта совместная фотовыставка Дмитрия Кагана и Виктора Минченко "105 на двоих". 50 лет одному и 55 другому. Выставка вобрала в себя работы авторов за все годы творчества.
Отец «Ликвидации» и двух дочерей
05 октября 2016 351
Режиссёр Сергей Урсуляк – о любимых занятиях и актёрах-любимчиках
Увидела свет «Антология смоленской фотографии»
07 июля 2013 1828
Всё равно – ФЭД или Nikon: вы можете попасть в историю!
"));