Культура

Тайна «Алтайской принцессы»

1 июня 2016 года в 13:07
В КВЦ имени Тенишевых можно увидеть самые знаменитые мумии мира.

Человек с самых древних времён стремился узнать, что ожидает его за порогом смерти. И, так и не сумев разгадать этой главной загадки, до сих пор строит предположения и выдвигает гипотезы. И именно они легли когда-то в основу многих поверий и религий…

В системе


Выставка «Мумии мира» – это попытка систематизировать историю погребений, поговорить об отношении к смерти в разных культурах и цивилизациях, начиная с неандертальцев.

Автор и организатор этой экспозиции – Александр САМОЙЛОВ, историк по образованию и скульптор по призванию. Кстати, большинство экспонатов сделано им. И сделано, признаться, с невероятной достоверностью.

– У большинства людей существует определённый стереотип, что мумии – это Египет, – замечает Александр. – Мы попытались расширить эти представления, показав самые известные случаи естественной мумификации, а также ритуальные погребения в разных цивилизациях. На мой взгляд, это очень важная тема, поскольку можно сказать, что и сама человеческая культура началась с погребальных обрядов. Например, у неандертальцев ещё вообще не было искусства как такового – даже в виде простейших наскальных рисунков. А ритуалы погребения уже были.

Между небом и землёй


Пожалуй, самые первые мумии получались всё же естественным путём – в результате воздушных погребений, когда умершего человека привязывали между небом и землёй и его тело высыхало.

– Это очень древний ритуал, – поясняет автор выставки. – Хотя у некоторых народностей на Дальнем Востоке России он существует до сих пор. Думаю, что мумификация здесь никогда не ставилась целью – суть была в другом: либо умершему облегчали переход к духам, отрывая его тело от земли, либо таким образом отрезали ему попытки прорваться после смерти в мир живых.

В цивилизации майя мумификации тела тоже помогала природа. Его просто выкладывали на солнце, которое и высушивало умершую плоть. Дело в том, что в Южной Америке климат очень способствовал такой непреднамеренной мумификации.

Так что первыми, кто подошёл к этому делу осознанно с технической точки зрения, действительно были древние египтяне.

– Именно египтяне весь свои интеллект направили на то, чтобы научиться мумификации, – продолжает Александр Самойлов. – Конечно, у них эти ритуалы стоили уже очень дорого. В культуре Древнего Египта это стало даже определённым элементом имиджа. Чем состоятельнее человек, тем просторнее гробница. Ведь в последний путь с умершим часто отправляли не только его имущество и рабов, но даже родственников.

Имя собственное


В экспозиции широко представлены и мумии с именами. Те, чьё происхождение окутано тайной неких мистических историй. Например, Эци – тирольский ледяной человек. Это старейшая мумия, обнаруженная в Европе, – её возраст датируется 3300 годом до нашей эры. Или Бриджет Бишоп – знаменитая «салемская ведьма», первой казнённая по обвинению в колдовстве.

Интересна история так называемой «Алтайской принцессы» – единственной мумии, найденной на территории России.

– Это захоронение появилось на Алтае за 400 лет до нашей эры – ещё до славянской цивилизации, – рассказывает Александр. – «Принцесса» – молодая девушка знатного происхождения, умершая в возрасте 25 лет от рака молочной железы. Её похоронили в кургане со всеми подобающими почестями и имуществом. Чаще всего такие захоронения со временем рассыпаются, и их очень трудно обнаружить. Но с этим случилось интересное: оно оказалось сковано льдом. Поэтому на момент обнаружения в 1993 году тело девушки прекрасно сохранилось. В руки учёных попал уникальный материал для исследований. Однако с некоторыми из них стали происходить какие-то трагические истории, что дало повод к разговорам о «проклятии Алтайской принцессы».

Без мистики


Тайна «Алтайской принцессы»

А нам эта история дала тему для беседы с Александром Самойловым.

– Я думаю, что ничего мистического в этой истории нет. Скорее всего, просто статистика. Или некий ход для поддержания интереса к теме. Ведь были даже сняты какие-то фильмы, которые так и назывались «Проклятие Алтайской принцессы».

– Собственно, тема не нова. До этого было много мистических и детективных историй на тему «проклятия фараонов» или «проклятия египетских гробниц». А с вашей выставкой ничего подобного не случалось?

– Мистического или детективного – нет. Хотя интересна судьба самого проекта. Какие-то мумии лежали у меня лет пять – я не собирался ими пользоваться, занимаясь совершенно другими экспозициями. А тут друзья, которые приходили в мою мастерскую, проявили неожиданный интерес именно к этой теме. И я подумал: а почему бы нет? Сделал ещё несколько мумий и организовал этот проект.

– А с чем связана небольшая задержка с открытием выставки?

– Тоже ничего мистического – всего лишь организационные моменты. Просто мы везли эту выставку в Смоленск из Гомеля и не учли, что в Белоруссии Радуница – государственный праздник. То есть мы не смогли вовремя демонтировать экспозицию там, поскольку в музее никто не работал.

– Вы все экспонаты сделали сами?

– Большинство. Но некоторые пришлось заказать. Потому что фигуры изготовлены из разных материалов, и я работаю не со всеми. Например, силиконовую мумию я заказывал, а восковые и пластиковые делал сам.

– И из каких источников вы берёте информацию, чтобы представить всё с такой достоверностью?

– Вообще-то материала очень много. Просто хотелось больше полагаться на максимально достоверные сведения, а не какие-то мистические истории или слухи. Информацию о тех мумиях, что мы сообщаем в рамках классической экскурсии, можно найти даже в «Википедии». Исключения – только инопланетяне.

– Кстати, об инопланетянах. Согласитесь, что это всё-таки скорее тема из разряда «очевидное – невероятное», чем научный подход?

– Пожалуй, мы говорим «инопланетяне» действительно для усиления определённого интереса к выставке. Хотя, если разобраться, можно и их происхождение объяснить с вполне научной точки зрения.

Дело в том, что все «инопланетные» мумии так или иначе связаны с Америкой, причём чаще всего с Южной. Там иногда находят такие антропоморфные скелеты, которые от человеческих отличаются, пожалуй, только неестественно вытянутым черепом.

Но, скорее всего, это было сделано искусственно. Допустим, просто у маленького ребёнка стягивали голову лентами и таким образом в процессе его развития и роста придавали черепу совершенно определённую форму. Зачем? Трудно сказать. Возможно, это считалось красивым – как, например, косоглазие у женщин племени майя, которое тоже развивали специально. А может быть, из таких детей делали предмет культа и им поклонялись.

Самое интересно, что все эти мумии – под саркофагами в музеях. Их никто не изучает по-настоящему, чтобы доказать или опровергнуть инопланетную теорию их происхождения…

Фото: Юлия ШОРОХОВА
И радости счастливые моменты…
Вышла в свет книга «Смоленск, из пепла возродившийся»

Другие новости по теме