Живописные загадки старых мастеров
Культура

Живописные загадки старых мастеров

25 апреля 2021 года в 21:37

Живописные полотна старых мастеров в коллекции Художественной галереи – не только источник эстетического наслаждения, но и настоящая энциклопедия, хранящая информацию о жизни в прошлые века. В том числе и о вещах, которыми тогда пользовались. Причём за давностью лет не всегда понятно, как именно их использовали. Но здесь на помощь приходят сотрудники музея-заповедника, способные найти информацию о любом экзотическом предмете. Собственно, этому посвящён целый цикл прогулок по Художественной галерее – «Эти странные вещи», автор которого, ведущий научный сотрудник музея Татьяна ПАВЛОВА, поделилась со мной некоторыми подробностями этого экскурса в мир забытых предметов…

Любители предметов

Цикл «Эти странные вещи» пока состоит из восьми историй. И большинство из них касаются работ голландских и нидерландских мастеров XVIXVII веков. Что не случайно, поскольку такого обилия предметов, гармонично вплетённых в сюжеты живописных полотен, больше не встретишь в искусстве художников других стран и эпох.

– Всё началось с моей любви к живописи голландских и нидерландских мастеров, – признаётся Татьяна Павлова. – Исключительно потому, что такого богатого предметного мира, наверное, трудно найти где-то ещё во всей истории изобразительного искусства. Голландцев интересовало практически всё, что их окружает: от обычной посуды до сложных часовых механизмов. Изучая их работы, я заметила, что там нередко изображены вещи, о назначении которых мы уже ничего не знаем. И стала искать информацию.

Процесс поиска оказался не только кропотливым, но и увлекательным. А результатами захотелось поделиться с посетителями галереи. Так и родился целый цикл мини-экскурсий.

– Каждое произведение голландских и нидерландских мастеров – это подробный рассказ о жизни в то время: что ели, как лечились, развлекались и украшали свои дома. Дело в том, что они традиционно верили, что всё вокруг существует благодаря всепроникающей Божественной сущности. А значит, любой предмет важен, и его необходимо использовать в сюжете картины.

Кстати, именно в Нидерландах в конце XVI века начался процесс разделения живописи на жанры, который закончился уже в Голландии, провозгласившей в XVII веке свою независимость. Причём художники ничего не выдумывали – вдохновлялись исключительно тем, что видели, поэтому темы тех же натюрмортов, например, зависели от места проживания мастера. Так, в Харлеме писали цветы, в портовой Гааге – рыбу, в богатом Амстердаме – изысканные десерты, а в университетском Лейдене в сюжете обязательно была зашифрована какая-то философия…

Впрочем, вернёмся к загадкам странных предметов.

Дама или девица

– Даже самый внимательный зритель, рассматривая небольшую работу голландского художника XVII века Яна Минсе Моленара, не сразу обратит внимание на странный предмет у ног героини весёлой фривольной сценки. А между тем тогда такой маленький ящичек с перфорацией можно было встретить практически в каждом доме. Это типичная голландская грелка для ног – символ уюта.

Дома в Нидерландах и Голландии в XVIXVII веках отапливались только каминами и очагом на кухне, поэтому зимой в комнатах становилось сыро и холодно. Для дополнительного обогрева и использовали грелки для ног. Они представляли собой квадратный или прямоугольный резной деревянный ящичек примерно 15 сантиметров в высоту. Внутрь него помещали небольшие глиняные жаровни. Работали они от куска торфа, который медленно тлел и выделял тепло.

Широкое распространение такие грелки для ног получили не только в Нидерландах, но и в других северных регионах Европы, а также в Северной Америке, где они просуществовали вплоть до начала прошлого века.

Кроме того, на языке символов, который активно использовался у мастеров голландской живописи, грелка позволяла судить о семейном положении находящейся рядом женщины. Так, у замужней хозяйки она была практически полностью скрыта под юбкой. А вот грелка без углей и рядом с женщиной означала, что та не замужем.

Закрытая коробка

– Мастер бытового жанра Ян ван Олис любил изображать весёлые компании в интерьере. Как, например, в работе «Светская компания», сюжет которой – метафора бессмысленного и греховного прожигания жизни. Здесь привлекает внимание необычная деревянная коробка на столе, за которым сидят герои картины. Как оказалось, это атрибут популярной в то время игры в трик-трак, разновидности нардов. Это доска, по которой двое играющих передвигают шашки навстречу друг другу в соответствии с количеством очков, выпавших на костях.

Вообще, голландцы были заядлыми игроками. Причём особой любовью у них пользовались игры азартные. Хотя в трик-трак тогда играла вся Западная Европа. И даже существовали разные правила и особая терминология, усложнявшие партии. А название – не что иное, как воспроизведение звука от удара костей об игровое поле.

Арома-украшение

– Голландский мастер Михиль Янсон ван Миревельт полностью посвятил себя искусству портретной живописи. Он привнёс в этот жанр всё, что нравилось состоятельным заказчикам: превосходное сходство с моделью, тщательность в проработке деталей, любовь к аксессуарам. Один из таких аксессуаров, украшающих платье героини портрета, и привлёк моё внимание. Речь идёт о длинной и довольно массивной цепочке на поясе, к свисающему концу которой подвешивали золотой или серебряный ажурный контейнер – настоящий образец ювелирного искусства. Такое украшение называлось «помандер».

Помандер как аксессуар был заимствован европейцами с Востока. Старейший из сохранившихся датируется приблизительно 1350 годом.

Изделие представляло собой своеобразный контейнер, как правило, шарообразной формы. В него помещались ароматические вещества: амбра, мускус, душистые травы и благовония. Кроме декоративного назначения помандеры служили для маскировки неприятного запаха тела, а также считались средством против инфекционных болезней.

Ароматические вещества, используемые в таких аксессуарах, были весьма разнообразны. Например, известно, что у Мишеля Нострадамуса был свой рецепт из экстракта розы и лабданума. А чумные доктора часто имели при себе помандеры с чесноком и лекарственными травами.

– Сложные по конструкции помандеры могли иметь внутри несколько раскрывающихся отделов, куда можно было поместить различные ароматические вещества. Но существовали и ёмкости небольших размеров. Они присоединялись цепочкой к перстню. Ещё меньшие версии служили бусинами чёток или пуговицами.

Вредная мода

– Изображение курящих крестьян, подобных героям небольшой работы неизвестного фламандского мастера XVII века круга Адриана Браувера «Сцена в кабачке», – весьма популярная тема в голландской и фламандской живописи того времени. Причина – появление в конце XVI века табака, завезённого в Нидерланды португальцами из южноамериканских колоний. Поначалу его использовали исключительно в медицинских целях, потом стали нюхать, а спустя время – курить. Эта мода быстро охватила все слои общества. Люди часами проводили время в кофейнях и кабачках, предаваясь сомнительному удовольствию.

Обязательным атрибутом курительного ритуала в Голландии и Фландрии XVII века был небольшой глиняный горшочек характерной формы. Он был наполнен тлеющим мхом или торфом и предназначался для разжигания трубки.

– Из-за хрупкости материала и частого использования такие жаровни быстро разбивались и нередко именно в таком виде попадали в многочисленные бытовые картины и натюрморты, служа напоминанием о скоротечности земных удовольствий и краткости бытия…

Фото: Смоленский музей-заповедник

Ольга Суркова

В Смоленске состоится всероссийская акция «Библионочь 2021»
«Большие гастроли» в Смоленском театре кукол