Похвала «Глупостям»
Культура

Похвала «Глупостям»

25 декабря 2021 года в 08:45

В конце ноября в Смоленском Камерном театре состоялась премьера спектакля «Глупости» в постановке артиста Никиты Куманькова. В этом году Никита Куманьков по направлению театра окончил факультет переподготовки по режиссуре в Высшей школе театральных искусств Константина Райкина. «Глупости» – его первая режиссёрская работа.

Литературной основой спектакля является одноимённая пьеса киносценариста и драматурга Виктории Никольской (Бугаевой). В 2015 году пьеса победила в ежегодном международном конкурсе современной русскоязычной драматургии «Действующие лица» и была опубликована в журнале «Современная драматургия», а также в сборнике «Лучшие пьесы 2015 года».

Автор предоставляет постановщику и артистам обширный материал для препарирования разнообразных оттенков человеческих чувств и взаимоотношений. И хотя жанр спектакля «Глупости» его создатели определили как трагикомедию, на мой взгляд, это скорее психологическая драма. Замечу к слову, что такого рода драматургии ощутимо недостаёт современному театру.

Что касается Никиты Куманькова, для него выбор литературного материала, как мне кажется, абсолютно закономерен. В собственном его репертуарном списке немало ролей, успех которых напрямую зависит от желания артиста понять не только характер своего персонажа и логику его поступков в определённых обстоятельствах, но и докопаться до гораздо более глубинных мотивов его поведения. Достаточно назвать хотя бы героя спектакля «Контрабас» по пьесе Патрика Зюскинда, с которым артист недавно участвовал в театральном фестивале «МОНО-фест» в Перми.

Макс – Вера – Рик

Пьеса «Глупости» состоит из диалогов. Каждая сцена отделяется от предыдущей и последующей парами имён действующих лиц. Первая: Макс – Вера, вторая: Рик – Макс, третья: Рик – Вера, четвёртая: Вера – Макс… И так до самого конца.

Лишь в 11-й сцене сходятся все трое. Но это особая сцена. Место действия — больничная палата. Обездвиженный после аварии Макс, говорун и насмешник, лежит под капельницей. Он присутствует и даже, как обычно, шутит, однако воспринимать его остроты как раньше уже не получится.

Вдумчивый зритель наверняка обратит внимание, что автомобильная авария, в которую попадает Макс, едва ли произошла случайно. Макс разбился после устроенного им кинопросмотра, когда окончательно стало ясно, что их отношения с Верой могут быть только дружескими.

Примечательно, что среди фильмов, принесённых Максом в тот роковой вечер, оказалась знаменитая голливудская драма Майкла Кёртиса «Касабланка». Здесь впервые в пьесе и в спектакле прозвучал намёк на происхождение прозвища третьего действующего лица пьесы – Рика…

Как написано на обложке единственной книги, автором которой является Рик, его полное имя Григорий Белецкий.
«Рик» от «Григорий» вполне может быть сокращением на американский манер. На самом же деле всё значительно сложнее. Ричард, или сокращённо Рик, – имя главного героя фильма «Касабланка» в исполнении Хамфри Богарта, удостоенного за эту роль премии «Оскар». Фильм Майкла Кёртиса – киношедевр 1942 года, героями которого являются двое мужчин и одна женщина, играет которую Ингрид Бергман. Оба героя в неё влюблены, она же любит того, которого зовут Рик…

Сцена, когда Макс предлагает Вере вместе посмотреть кино, в спектакле одна из самых сильных. Выбрав диск наугад и случайно наткнувшись на «Касабланку», Макс вместо обычного безобидного подшучивания разражается гневной филиппикой: «Хочешь целый час смотреть, как два урода соревнуются в благородстве, уступая друг другу любимую девушку? Уж лучше сходить в боулинг, там шары разноцветные, ботинки на шнурках...» Отказываясь смотреть фильм, Макс невольно выдаёт себя.



Кит, на котором держится мир

Герои «Глупостей» Макс, Рик и Вера дружат чуть ли не с первого класса. В разные периоды жизни они теряли друг друга из виду: Рик уезжал на север, Макс занимался строительством бизнеса, Вера бросала учёбу в университете и поступала снова. Но никогда они не забывали друг о друге.

Правда, всё это зритель поймёт не сразу. А начинается история накануне дня рождения Рика. Макс звонит Вере, чтобы обсудить подарок для их общего школьного приятеля, и с изумлением узнаёт о крахе её отношений с Риком и о том, что она плачет.

Одной из примечательных особенностей пьесы и спектакля является многозначность имён и понятий. Про Рика в частности, имени «Вера», а также игра слов, начиная с названия. Ведь словом «глупости» в обыденной жизни мы определяем всё, что угодно. Когда не знаешь, как помочь, чем отвлечь от тягостных переживаний, обычно произносишь это слово. «Глупости, дружище, это и есть самое важное, глупости – это единственный кит, на котором держится мир, ты, что, не знала?» – говорит Макс в первой же сцене, пытаясь как-то утешить переживающую разрыв с Риком Веру в ответ на её реплику: «Что ты спрашиваешь какие-то глупости…»

В спектакле два состава артистов. В одном играют выпускники Санкт-Петербургского института кино и телевидения, первый сезон работающие в Смоленском Камерном. Это Алексей Бондаренко (Рик), Елизавета Палладина (Вера) и Сергей Фёдоров (Макс). В другом составе роль Веры исполняет их же однокурсница Римма Корсакова. Это первая её большая роль на сцене Камерного театра. Рика и Макса играют хорошо знакомые публике артисты Смоленского Камерного театра Александр Иванов и Артём Семяшев соответственно.

«Ведь где-то есть простая жизнь и свет…»

Особо хотелось бы сказать о сценографии к спектаклю, автором которой является заслуженный художник России Николай Агафонов. Предложенное им оформление органично сочетается с замыслом режиссёра, а художественный язык лаконичен и точен.

Действие в спектакле происходит то дома у Рика, то в квартире Веры, то на улице, то у стойки бара в ресторане, то в больничной палате. Однако главное в спектакле всё-таки не действие как таковое, а диалоги и внутреннее состояние героев.

И художник придумал огородить место действия полусферой. За ней, говоря словами поэта, «простая жизнь и свет, прозрачный, тёплый и весёлый»… Там виднеются деревья, что-то цветное и радостное. Ну а пространство, которое ближе к зрителю, слегка перефразируя продолжение цитаты, можно обозначить как место, где «чтят обряды наших горьких встреч». Слева – мир Рика, на первый взгляд, циника и эгоиста, который всех от себя отталкивает, но в трудную минуту оказывается настоящим другом. Справа – мир Макса, всегда готового прийти на помощь вплоть до самопожертвования. Мир Веры – посередине, в глубине сцены, за лёгкими занавесками, там, где светится притягивающий взгляд ярко-оранжевый абажур – символ дома и счастья.

Каждая новая сценическая версия открывает в пьесе новые смыслы. Кто-то из постановщиков увидит здесь трогательную историю о любви, которая родом из детства, кто-то наверняка сделает акцент на комедийной составляющей, в пьесе этого тоже предостаточно.

Для Никиты Куманькова, мне кажется, не важно, кто из героев хуже, а кто лучше, умрёт или выздоровеет после аварии Макс, а также с кем, в конце концов, останется Вера. Зрители могут сами домыслить эту историю, призвав на помощь фантазию или собственный жизненный опыт. Создателям спектакля важнее предоставить публике возможность поразмышлять над тем, какая бывает любовь и что считать глупостями, а также почему глупости, как говорится в пьесе, «это единственный кит, на котором держится мир»…

26 ноября спектакль приехала посмотреть драматург Виктория Никольская (Бугаева). Она приехала с мужем – режиссёром Александром Черных. Спектакль обоим понравился. Автора вызывали на сцену. А потом состоялась встреча с артистами и постановщиком. Играли в тот вечер Александр Иванов, Римма Корсакова и Артём Семяшев.

На снимках: сцены из спектакля Смоленского Камерного театра «Глупости».

Фото: Смоленский Камерный театр

Светлана РОМАНЕНКО

Поющие смоляне могут участвовать во флешмобе «Синий платочек»
Вокальный ансамбль "Кривичи" из Духовщины отметил 25-летие