Вера даёт счастье

Фото: © из архива семьи СИНИЦЫНЫХ

Новости

Вера даёт счастье

20 августа 2023 года в 09:00

Наш портал продолжает беседу с семьёй Алексея и Юлии СИНИЦЫНЫХ, вышедшей в эфир радиостанции «Смоленская Весна» в рамках информационно-просветительского проекта «Семейный альбом». С родителями девятерых детей мы поговорили о воспитании в православной семье, поддержке многодетных семей и умении прощать.

Нужно уметь прощать

– Почти все, с кем мы беседовали в рамках нашей программы, говорят, что боятся за детей в нынешней среде. Насколько я знаю, все ваши дети – на домашнем обучении. Задумывались ли вы, что одна из причин этого заключается в том, что наша среда не принимает детей из православных семей? Или принимает очень настороженно, жёстко и ощетинившись?

А. С.: – Среда принимает жёстко, но я категорический противник так называемого «розового» православия, которое иногда насаждается у нас в приходах. Православный человек – прежде всего воин Христов, конечно, в духовном смысле, но воином он должен быть и в прямом смысле. Все наши дети – кроме одного, он у нас музыкант, – спортсмены, единоборцы, посещают секции самбо. До последнего времени они обучались в православном детском саду, православной гимназии. Наш старший сын учился в светской школе, и у него действительно была такая проблема – дразнили, говорили: «у тебя портфель не такой, мобильника нет, постишься». Он терпел, терпел, а потом один раз сумел постоять за себя физически, и все проблемы решились. Православный человек должен быть сильным. Вместе с тем он должен уметь прощать. Отомстить не сложно, а вот простить – сложно, это требует мужества: одно дело, когда прощает человек слабый, другое – когда прощает человек сильный, который способен на поступок.

– Готовите ли вы детей к тому, что мир может быть не таким уж добродушным и гостеприимным?

Ю. С.: – Наши дети с четырёх-пяти лет понимают, что в православии – истина, и нужно за неё стоять. Мне кажется, у них нет страха перед этим. А у меня больше страх вообще за будущее: когда будет сложно, устоят ли дети, устоим ли мы? За себя не можешь ручаться… Вот такое беспокойство есть. Но всегда надеешься на то, что Господь с нами, Он управит, поможет, подскажет и даст силы.

А. С.: – Иногда люди думают, что человека нужно как можно раньше окунуть в грязь – сделать некую прививку, чтобы потом ему было легче в этом мире. Я эту позицию не разделяю. Я считаю, что человека нужно ограждать от грязи этого мира, и сам по возможности стараюсь это делать. Если я иду по улице и вижу, что ребята играют в футбол и стоит мат-перемат, я всегда подхожу и делаю замечание, стараюсь как-то повлиять на ситуацию, чтобы эта грязь не касалась не только моих, но и других детей. Мы должны с этим бороться, чем позже они этой грязи хватанут, тем лучше.

Мне посчастливилось повстречаться с умными, уважаемыми людьми – например, в число моих друзей входит известный православный детский психолог Ирина Яковлевна Медведева, другие люди, у которых всегда стараешься чему-то хорошему научиться, что-то почерпнуть. И анализируя то, что узнал, делаешь какие-то свои выводы.

– Как вы считаете, исходя из вашего опыта и окружения, сколько в нашем обществе таких стойких православных людей?

А. С.: – К сожалению, очень мало. Людей, посещающих храм, вообще мало. Из трёхсот – трёхсот пятидесяти тысяч жителей Смоленска, если посчитать, наберём ли мы три с половиной тысячи людей, посещающих храм? А это всего-навсего один процент. Так вот из этих людей верующих по-настоящему – тех, кто понимает, что нужно жить в соответствии с промыслом Божьим, – я думаю, процентов десять, не больше. Это очень мало.

Но Господу, как мы знаем из Ветхого Завета, когда Он был готов погубить два города – Содом и Гоморру, достаточно было десять праведников для того, чтобы города были помилованы. Но их не нашлось. Здесь не нужно много, важно, чтобы то малое, что осталось, было настоящим, тогда эта закваска, как сказала Ирина Яковлевна Медведева, захватит всё тесто.

Господь всё управит

– Могут ли православные семьи ожидать какой-то поддержки – от церковных структур, других организаций? Возможна ли такая поддержка в принципе?

А. С.: – Должна быть система поддержки от государства, потому что время сейчас тяжёлое. Если сравнить его с временами Советского Союза, когда социальная сфера была развита и человек, устроившись на работу, мог получить квартиру, потом улучшить свои жилищные условия, то сейчас такого нет. Государство в это тяжёлое время должно не православные, а многодетные семьи поддерживать.

Я думаю, что Православная Церковь должна нести социальное служение. В Церкви есть отдел по социальному служению, и если его работа поставлена на нормальный лад, этого достаточно для того, чтобы социально незащищённые категории получали помощь и поддержку по линии Церкви. Я бы сказал так: не нужно беспокоиться людям, которые приняли решение пойти по промыслу Божьему, стать многодетными. Господь всё управит, всё устроит. Мы никогда ни в чём не нуждались. У нас был период, когда мы жили в съёмной двушке, а у нас тогда было шесть детей. Приглашали гостей двадцать – тридцать человек, как-то все помещались, всем было уютно и здорово, общались, вели духовные и мирские беседы.

– В чём счастье православного человека в общем понимании?

А. С.: – Вера даёт счастье, потому что ты уверен в том, что Господь всё управит. Есть такая поговорка: «Что ни делается, всё к лучшему». На самом деле это, конечно, неправильно, и эта поговорка ошибочна в корне своём, потому что есть столько поступков, которые не к лучшему! Господь всё управит в жизни верующего человека, но мы понимаем, что жизнь не состоит из одних белых полос.

Мне вспоминается преподобный Варсонофий Оптинский, который сказал, что на самом деле жизнь – это большая чёрная полоса, в которой изредка встречается белая. Я с ним, может быть, и не соглашусь – у меня более оптимистичное видение, но он сказал это именно так. Обычный человек, неверующий, не знает, что будет завтра. Вот, например, осталось жить тридцать, или сорок лет, или восемьдесят. Секундомер тикает, и он понимает, что исход неизбежен, и это трагизм. Верующий человек, как и все, боится смерти, но в то же время он понимает, что смерть – это врата, это рождение в вечность, и поэтому нас ничего не пугает. Смерть для нас – приобретение, как говорил апостол Павел.

– К смерти специально готовиться нужно?

А. С.: – Вся жизнь человека подчинена этой подготовке. Пройдёт определённый этап, и с каждого из нас спросится: «Что конкретно ты сделал доброго в своей жизни»?

Анатолий Оптинский после своей смерти явился одной монахине и сказал, что с трудом прошёл мытарства. Преподобный отец, чьи мощи сейчас нетленно почивают во Владимирском соборе Оптиной пустыни, с трудом прошёл мытарства! Представляете, куда уж нам, грешным! В духовной жизни тоже люди разные, и к ним предъявляются разные требования, но мы должны понимать, для чего нам дана жизнь. Главное в жизни – не получить образование, аттестат, диплом, престижную работу, создать семью. Да, это всё нужно, это компоненты твоей жизни, но главный этап, который ты проходишь на протяжении всей жизни, – это путь к спасению души.

Индикатор духовности

– Когда человек маленький, его легко взять за руку и привести в храм. А когда у ребёнка начинается период протеста, с этим могут возникнуть сложности. У вас такие проблемы были?

А. С.: – Я отвечу. Вот, например, приходит мама с работы и говорит дочери или сыну в подростковом возрасте: «Вымой, пожалуйста, посуду». Первый вопрос, который она слышит: «Почему я?» Она начинает объяснять: «Ты, потому что мама устала, другая дочь не может это сделать в данный момент, она делает уроки, готовится к экзаменам или что-то ещё». А правильный ответ один: «Потому что я тебе сказала». Вот такой ответ должен быть у отца или матери. Если это так, тогда в семье всё строится правильно, и никаких вопросов, связанных с подростковым возрастом, не возникает. Когда мы начинаем аргументировать что-то ребёнку, он надевает на себя судейскую мантию и взвешивает аргументы говорящего. Если он оказывается красноречив и убедителен, то ребёнок вымоет посуду, а если не убедил, то, извини, мыть посуду он не пойдёт. Так быть не должно. У ребёнка нет того жизненного опыта, который есть у родителей. У ребёнка нет полного видения ситуации. Это как в армии: у командира взвода одно видение ситуации, у командира роты – другое, у командира батальона – третье, у командира полка – четвёртое. А всю ситуацию видит только верховный главнокомандующий. Точно так же и здесь: ребёнок в магазине не понимает, почему ему нельзя купить машинку, у него нет для этого необходимого опыта или сознания, а мама знает, что денег до следующей зарплаты осталось ровно на неделю, на хлеб. Поэтому, когда мы начинаем что-то объяснять, это очень большая ошибка. Ребёнок должен выполнять наши указания, а потом, когда мы видим, что он всё-таки не понял, уже после выполнения нужно объяснять.

– Вы говорили со своими детьми о семье? У них будут многодетные семьи? И насколько это важно для вас?

А. С.: – Конечно, важно. Это индикатор духовного состояния человека, это индикатор состояния духовной жизни. Главная задача для человека, родителя – чтобы ребёнок в будущем унаследовал Царствие Небесное. А если он не живёт в соответствии с волей Божьей, то он Царствие Небесное наследовать не будет. Мы должны воспитать детей так, чтобы они уподобились святым, а если человек не монах и живёт семейной жизнью, то эта семья, безусловно, должна быть многодетной.

Ю. С.: – Мы не можем за детей прожить их жизнь, но все инструменты для того, чтобы прожить её духовно, мы даём. Они все любят детей, заботятся друг о друге, переживают. Заботятся даже о котятах. Наша кошка родила четырех котят, говорят, надо всех оставить, никому не отдавать: «Как же это? Их будет мало, им не с кем будет играть!»

– Вы уже готовы к тому, что у вас будет несколько десятков внуков? Девять на девять…

Ю. С.: – Дай Бог! Нас у мамы было шестеро: пять сестёр и один брат. А сейчас у мамы двадцать пять внуков.

А. С.: – Суть в том, что мы являемся неким тараном. Родственники на нас смотрят: у нас девять детей, и они как-то стремятся к этому, им кажется, что четыре – это мало. Это влияет на наше окружение, на родственников, в частности, чтобы люди не боялись становиться на путь христианский. Это в каком-то смысле тяжёлый и одновременно лёгкий путь, потому что ты проходишь его не один.

Когда мы венчались, батюшка, возлагая на нас венцы, сказал: «Семейная жизнь – это мученические венцы, не надо думать, что всё будет легко». Но ты этот путь проходишь не один, ты проходишь его с Господом, и от этого тебе, конечно же, легко. Помощь Его ощущаешь постоянно.

Материал выходит при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива»

Юрий Семченков

19 августа. События дня
Уборка урожая на Смоленщине началась раньше, чем в прошлом году