Доступно, качественно и с возможностью выбора
Образование

Доступно, качественно и с возможностью выбора

21 ноября 2021 года в 13:22

Смоленская область активно участвует в реализации федерального проекта «Успех каждого ребёнка», который призван обеспечить равный доступ детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования. Более того – наш региональный опыт был не раз представлен на всероссийском уровне. Самый свежий пример – на состоявшейся в конце октября в Орле научно-практической конференции с международным участием «Современная школа в эпоху системных преобразований». И сегодня начальник Регионального модельного центра дополнительного образования ГАУ ДПО СОИРО Наталья Сечковская рассказывает об эффективных решениях, которые позволили за год добиться значительных результатов.

В приоритете

– Одна из приоритетных задач федерального проекта «Успех каждого ребёнка» – выравнивание доступности дополнительного образования, – говорит Наталья Сечковская. – В этой связи нам было необходимо найти такие управленческие решения, которые помогут дополнительному образованию стать вариативным и конкурентоспособным. И это при условии учёта желаний и возможностей каждого ребёнка, а также вклада в социально-экономическое развитие региона.

В цифровом выражении перед системой дополнительного образования на 2021 год была поставлена довольно сложная задача: охватить не менее 76 процентов детей в возрасте от пяти до восемнадцати лет. При этом все муниципальные образования области должны внедрить у себя систему персонифицированного финансирования.

В итоге, по данным на конец октября, картина следующая. Услугами дополнительного образования пользуются почти 90 тысяч детей и подростков, что составляет более 73 процентов. Из них 16 процентов участвуют в персонифицированном финансировании с использованием сертификата дополнительного образования с номиналом. Сама система персонифицированного финансирования внедрена во всех муниципальных образованиях региона.

– Приступая к реализации проекта, мы хорошо понимали все проблемы. Например, неготовность муниципальных управленческих команд к работе в новых организационно-экономических условиях. Работа преимущественно с многогодичными программами для мотивированных школьников, что ориентировано отнюдь не на массового потребителя. Дефицит кадров, особенно в техническом направлении. Боязнь обмена опытом между муниципалитетами из-за неуверенности в собственных действиях: вдруг я сделал что-то не так и все об этом узнают. И в этих условиях нам было важно создать единую управленческую команду, максимально нацеленную на выполнение поставленных перед регионом задач.

Можно выделить пять наиболее эффективных решений, которые позволили за год реализации проекта добиться значительных результатов. Расскажем о каждом их них подробнее.

Дружной командой

Первое решение: организация эффективного взаимодействия между разными ведомствами и уровнями управления. Это позволило скоординировать действия всех участников проекта.

Было проведено более четырёхсот заседаний и рабочих совещаний, в которых приняли участие несколько сотен специалистов региональных и муниципальных органов власти, представителей образовательных организаций разного уровня и ведомственной принадлежности. В их ходе разрабатывались и утверждались дорожные карты, анализировалось фактическое выполнение показателей проекта.

Было разработано порядка 250 нормативных правовых документов и локальных актов разного уровня, которые учитывают возможности и особенности региона.

Активно использовались инструменты наставничества в процессе перехода муниципальных систем дополнительного образования в режим персонифицированного финансирования. Так, были привлечены 57 наставников из числа «пилотных» муниципалитетов прошлого года, которые оказывали всяческую поддержку новичкам.

В динамике

Решение второе: изучение дефицитов и возможностей региональной и муниципальной систем дополнительного образования с целью оказания адресной помощи в выполнении плановых показателей проекта каждым муниципалитетом или образовательной организацией.

Так, анализ востребованности программ и вовлечённости детей в систему дополнительного образования позволил увеличить количество программ, ориентированных на массового потребителя, а также повысить долю разноуровневых, сетевых, дистанционных программ, адресованных разным категориям детей: с ограниченными возможностями здоровья, из удалённой сельской местности, находящимся в трудной жизненной ситуации и другим.

Стоит отметить, что все учреждения, реализующие программы дополнительного образования и спортивной подготовки, представлены в системе «Навигатор». Таких на территории Смоленщины 733: 626 образовательных, 45 в сфере культуры, 34 спортивных и 28 частных.

В этой же системе зарегистрированы и дети, пользующиеся услугами дополнительного образования. Таких 121 062 человека. Большинство из них (79 процентов) имеют сертификаты дополнительного образования, в том числе 16 процентов – сертификаты с номиналом.

– Мы еженедельно анализировали данные «Навигатора», что позволило отслеживать динамику выполнения показателей проекта на территории отдельных муниципальных образований и региона в целом. Таким образом мы могли контролировать динамику охвата детей услугами дополнительного образования на протяжении всего года.

С помощью интернета

Третье решение: активное использование электронных ресурсов цифровых платформ, инструментов дистанционного и сетевого взаимодействия.

К их числу относятся: сетевое сообщество педагогов дополнительного образования в рамках областного методического объединения, информационные порталы регионального модельного центра и муниципальных опорных центров дополнительного образования детей, система «Навигатор дополнительного образования Смоленской области», платформа «Дистанционное обучение детей по дополнительным образовательным программам», тематические чаты координаторов ПФ ДОД и руководителей МОЦ.

Четвёртое решение: проведение масштабной информационной кампании.

– Это позволило нам рассказать людям о новых подходах предоставления услуг в сфере дополнительного образования и в результате снизить риски возникновения жалоб от родителей. Наиболее эффективными формами информирования стали памятки, буклеты, хэндбуки, ролики в социальных сетях, публикации в СМИ, информация на сайтах образовательных организаций.

Для всех категорий

Пятое решение: качественное обновление содержания дополнительных программ, ориентированное на увеличение доли разных типов программ дополнительного образования для всех категорий детей.

Для этого было организовано обучение управленческих и педагогических команд с учётом выявленных дефицитов. В качестве тьюторов были привлечены руководители стажировочных площадок муниципального и регионального уровней, преподаватели «IT-клуба», «Точки роста» мобильного и детского технопарков «Кванториум».

– Большим подспорьем в работе стала методическая продукция по актуальным вопросам реализации проекта. В том числе методические конструкторы по разработке дополнительных образовательных программ разного типа, практические советы по внедрению системы персонифицированного финансирования и так далее.

На портале РМЦ сформирован региональный банк эффективных практик, куда вошло свыше ста практик по всем направлениям дополнительного образования. Более двух тысяч общеразвивающих программ, размещённых в «Навигаторе», прошли общественную экспертизу.

– Таким образом, принятые управленческие решения способствовали выравниванию доступности дополнительного образования и качественному изменению состояния региональной системы дополнительного образования детей. Внедрены и успешно работают новые организационно-экономические механизмы предоставления услуг в соответствии с запросами и возможностями детей независимо от их территориальной принадлежности. Созданы и реализуются вариативные и конкурентоспособные практики дополнительного образования, ориентированные на массового потребителя. Сформирован эффективный комплекс мероприятий по достижению целевых показателей регионального проекта «Успех каждого ребёнка».

Фото: Региональный модельный центр дополнительного образования детей, pixabay.com

Алёна Рябинина

«Билет в будущее»: в Смоленской области стартовали профессиональные пробы среди школьников
Ксения Кривова: Классный руководитель – это вторая мама