Спасти и сохранить
История

Спасти и сохранить

10 мая 2021 года в 08:11

Несколько эпизодов из жизни смоленского музея и его сотрудницы.

На картине Ивана Айвазовского «Зимний обоз в пути» по Московско-Сибирскому тракту движется гружённый золотом караван. Интересно, что спустя сто лет из тех же мест, только уже железной дорогой, отправится эшелон с не менее ценным грузом – сокровищами музеев, среди которых в Смоленск вернётся из эвакуации и полотно великого мариниста…

Срочная эвакуация

А сегодня на фоне именно этой картины из постоянной экспозиции Художественной галереи проходит виртуальная экскурсия «Как это было… Спасение культурных ценностей в годы войны», подготовленная сотрудниками Смоленского музея-заповедника в год 75-летия Великой Победы. И разительный контраст между изображённым на полотне неспешным ходом саней по искрящемуся белому снегу и рассказом о срочной эвакуации экспонатов из горящего Смоленска только усиливает эмоциональное восприятие слов экскурсовода.

– В истории смоленского музея и его коллекции до сих пор остаётся много белых пятен. Это связано как с частичной утратой музейной документации, так и с её разбросанностью по различным архивам. Но условно мы делим все спасённые ценности на эвакуированные и оставленные на оккупированной территории.

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз, и Смоленск почти сразу стал прифронтовым городом. Тогда же Правительство СССР издаёт декрет о порядке «вывоза и размещения людских контингентов и ценного имущества», согласно которому эвакуация музеев была возложена на местные органы образования. Однако в экстремальных условиях о музеях попросту забыли. И спасение ценностей стало делом самих музейных сотрудников.

– В ночь на 5 июля в ходе бомбардировки города один из снарядов попадает в церковь Иоанна Богослова, где в то время располагался Исторический музей. Загорелась крыша. Пожар потушили, но этот случай подтолкнул музейщиков к оперативным действиям, поскольку все поняли, что медлить с вывозом экспонатов больше нельзя – ситуация грозила обернуться гибелью коллекции.

Из школы в музей

Спасением ценностей смоленского музея руководила заведующая отделом истории, заместитель директора по научной части Ефросинья Васильевна Буркина. И на мой взгляд, будет уместно дополнить экскурсию краткой биографической информацией об этой героической женщине.

Ефросинья Буркина родилась 26 декабря 1906 года в деревне Кожаново Воскресенской волости Сычёвского уезда Смоленской губернии в крестьянской семье. Родители были безграмотными и только её, младшую дочь, смогли отправить учиться.

Окончив школу второй ступени и Бельский педагогический техникум с дипломом учительницы, она пять лет проработала в начальной школе и школе рабочей молодёжи в деревне Кузьмино. Причём занималась не только уроками – вместе с коллегами организовала драмкружок для детей, читала лекции, проводила беседы.

В сентябре 1930 года Ефросинью Васильевну выдвинули на должность директора Сычёвского районного художественно-краеведческого музея, который до войны был одним из самых крупных на Смоленщине. Можно сказать, что это назначение и определило дальнейшую судьбу Буркиной.

Новая работа потребовала новых знаний. И школой Буркиной стали музеи Ленинграда и Сычёвская городская библиотека, где она изучала издания по истории искусств. Интересно, что в Ленинграде Ефросинья Васильевна часто бывала в музее этнографии, а спустя годы в её дневнике появилась такая запись: «Если бы сказали мне, что ровно через одиннадцать лет Министерство просвещения назначит меня исполняющей обязанности директора этого музея в Новосибирске, я бы подумала, что только в фантастическом романе возможна такая ситуация».

Позже Буркину перевели в Смоленск на должность научного сотрудника – экскурсовода областного музея. И здесь её эрудиция и блестящие организаторские способности были по достоинству оценены коллегами и руководством. В феврале 1939 года Ефросинья Васильевна уже занимала должность заведующей историческим отделом, а в апреле 1941 года – заместителя директора по научной части.

И вдруг – война. Смоленск горит от постоянных бомбёжек, и музейные коллекции оказываются под угрозой уничтожения…

Ценный груз

– 5 июля Ефросинья Васильевна отправляется в облисполком с настоятельной просьбой помочь с эвакуацией музейных ценностей. Ей для этих целей выделяют вагон. Тут же начинается работа, которая длится практически круглые сутки в условиях непрекращающихся бомбардировок. Вывозили коллекции только из трёх отделов: из художественного и фондов – на машине, из исторического – на телеге. Хрупкие предметы женщины переносили в руках. Доступа в другие отделы не было, так как большинство мужчин ушли на фронт, а женщины с детьми уехали из города после бомбёжек.

Упаковочной тары не было, поэтому экспонаты заворачивали во что придётся: в ковры, чехлы, занавески, тряпки… В течение суток вагон был загружен практически до потолка. Однако опять возникли трудности – уже с его отправкой. В результате вагон прицепили к эшелону с заводским оборудованием, когда паровоз уже стоял под парами. В ночь на 9 июля он ушёл на восток, в Горький. В качестве сопровождающих с ним уехали четыре сотрудника музея: Ефросинья Буркина, заведующая музеем природы Анна Дебрина, заведующая картинной галереей Евгения Лекант и художник музея Борис Карцев.

– В Горький эшелон прибыл 24 июля. Там сотрудники музея разбирают вещи, расформировывают их по ящикам, картины вынимают из рам и накатывают на валы. И, конечно, составляют инвентаризационную опись вывезенного. Как оказалось, удалось эвакуировать 26 052 единицы хранения: посуду, нумизматику, скульптуру, живопись. Частично была спасена и музейная документация: 21 инвентарная книга плюс картотеки двух отделов.

Пожар в пути

Через несколько месяцев с коллекцией в Горьком остаётся одна Буркина, которая к тому же назначается по совместительству исполняющей обязанности директора Ленинградского музея этнографии – его сотрудники уехали за второй партией экспонатов и не вернулись, с коллекциями остался лишь вахтёр Андрей Николаевич Вихорев.

К этому времени стало неспокойно и в Горьком. Музейные ценности было необходимо доставить в более безопасное место – в глубь страны, в Новосибирск. Буркина теперь руководит подготовкой к дальнейшей эвакуации имущества двух музеев.

Эшелон из пятидесяти вагонов отправился из Горького 12 ноября 1941 года. Путь был неблизким и крайне сложным. Ночью 18 ноября во время движения загорелась от искр из трубы паровоза крыша вагона, в котором ехали сопровождающие ценности сотрудники. Ефросинье Буркиной удалось остановить начавшуюся панику и организовать тушение пожара. Андрей Вихорев на полном ходу поезда вылез через окно на крышу вагона, откуда ему подавали воду и одеяла. Огонь удалось потушить.

«Мы очень испугались не только за себя, но и особенно за вагоны, следовавшие за нами… Не простил бы мне Смоленск, что я вывезла музейные сокровища из одного огня в другой. А самым строгим судьёй для себя была бы я сама. Смогла ли бы я тогда жить?» – написала в своём дневнике Ефросинья Васильевна.

Эшелон прибывает в Новосибирск 22 декабря. Музейные коллекции определяют в тогда ещё недостроенный театр оперы и балета. Работа по разгрузке и размещению идёт в экстремальных условиях морозной сибирской зимы. Температура порой опускалась до минус сорока. И первостепенной задачей для Ефросиньи Васильевны стало обеспечение сохранности музейных экспонатов.

Уникальный экспонат

25 сентября 1943 года был освобождён Смоленск. Буркина приехала в город два дня спустя.

«Город лежал в руинах, – запишет она в дневнике. – Запах гари, дыма. Солдаты расчищали центральные улицы – Ленина и Советскую, убирали камни, завалы. Песком засыпали тёмные лужи крови… На гостинице «Смоленск» гордо трепещет красное знамя. На фоне страшных разрушений – это единственное, что радует глаз, вселяет уверенность в скорую победу… Через некоторое время это знамя мы снимем – будет уникальный экспонат для нашего музея».

Ефросинья Васильевна взялась за восстановление музея: собирала уцелевшие экспонаты, ремонтировала здания, налаживала связь с воинскими частями и партизанскими штабами…

25 сентября 1944 года в семи залах отремонтированного здания «Русская старина» открылась выставка «Великая Отечественная война на Смоленщине». Позже экспонаты этой выставки лягут в основу коллекции музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны».

А в июле 1945 года из Новосибирска в Смоленск вернулись эвакуированные ценности. Все 26 052 единицы хранения…

Фото: Елена БЕЛЫХ и Смоленский музей-заповедник

Ольга Суркова

Ликвидация: Справиться с последствиями аварии на ЧАЭС помогали молодость и чувство долга
Память, хранимая сердцем