Культурный код. Подвижники. Схиархимандрит Михаил (Балаев)
Подвижники

Культурный код. Подвижники. Схиархимандрит Михаил (Балаев)

15 января 2024 года в 22:08

У каждого монастыря есть свои святыни. Люди поклоняются чудотворным Крестам, иконам, святым мощам страстотерпцев и мучеников, подвижников и основателей монастырей. Некоторые святыни известны православному народу уже не одно столетие, некоторые обретены в наше время. Одной из таких святынь является икона Божией Матери «Одигитрия Вяземская Ратная». История появления этой иконы связана с Великой Отечественной войной и с жизнью подвижника - схиархимандрита Михаила (Балаева).

Отец Михаил, в миру Виктор Федорович Балаев родился 7 сентября 1924 года в деревне Богородское ЗагОрского района Московской области, в крестьянской, ремесленной семье. Село Богородское издавна славилось мастерством резной игрушки. Известно, что с богородской деревянной игрушкой играли не только крестьянские дети, но даже и русские царевичи, а сам промысел возник еще в XVI веке. По окончании семилетней школы Виктор поступил в Богородскую профессиональную школу резьбы по дереву, в которой получил специальность резчика.

На второй год Великой Отечественной войны, 7 сентября 1942 года, через Загорский райвоенкомат его призвали в действующую армию. Из архивных документов известно, что из Загорска Виктор Балаев вначале направлен в 4-й запасной железнодорожный полк, и после воевал в составе 75-ого отдельного восстановительного железнодорожного батальона. В начале марта 1943 года его батальон из города Ржева, вместе со стрелковыми частями 33-й армии направлен на освобождение Вязьмы от немецко-фашистских захватчиков.

Позже он вспоминал: «Шли мы через Сычевку на Вязьму. Весна 1943 года, грязно, болота. Очень тяжело было. Передвигались практически все время пешком. Когда приблизились к Вязьме, поступил приказ – нужно форсировать реку. Было это 12 марта. Над рекой на горе стоял большой белый собор. Там укрепился немецкий пулеметчик. Несколько атак захлебнулось. Подошла наша очередь идти по тонкому, покрытому водой льду. Я внутренне сказал себе тогда: если останусь жив, – уйду в монастырь. Наша рота пошла в атаку. Перебежал через реку. Лег в окоп. Посмотрел по сторонам. До берега добежало лишь двое из ста. Так Господь меня спас».

Бои под Вязьмой запомнились как одно из самых жестоких противостояний Великой Отечественной. В окружении в этих местах оказались несколько крупных войсковых формирований Красной армии. По официальным данным, только безвозвратные потери наших войск составили 380 тысяч человек, еще 600 тысяч бойцов и командиров оказались в плену. У легендарного фронтового поэта Александра Твардовского есть стихотворение «За Вязьмой». В 1943 году, когда город уже освободили, он приехал туда в качестве военного корреспондента, и вернулся из командировки с такими строками:

«По старой дороге на запад, за Вязьмой, в кустах по оборкам смоленских лощин, Вы видели, сколько там наших машин, Что осенью той в отступленье завязли?»

12 июня 1943 года младший сержант Виктор Балаев был ранен и направлен в эвакуационный госпиталь. 11 мая 1944 года из военно-пересыльного пункта он выбыл в 19 гвардейскую стрелковую дивизию. В 1947 году демобилизовался в звании старшего сержанта.

Вернувшись на родину, Виктор проработал два года художником-инструктором в профтехшколе деревни Богородское. Он был включен в членство товарищества Союза художников, а потом и областного Союза художников.

Через несколько лет по окончании войны Виктор Федорович сдержал данный Богу обет - принял монашеский постриг и поступил в братию Троице-Сергиевой лавры. Он был одним из ближайших помощников (келейников) святейшего патриарха АлексИя I. Последние годы перед кончиной, страдая от ран, полученных в годы войны, схиархимандрит Михаил провел в своей келье. Узнав, что под Вязьмой планируется создание женского монастыря в память о воинах, павших за Отечество, он рассказал историю своего сослуживца — участника событий 1941 года о явлении Пресвятой Богородицы и благословил написать образ с условным названием «Вяземская-Ратная». Икона создана в мастерской Валерия и Наталии Колтовых, в Твери. По сути, это первая икона, где воины-красноармейцы изображены как мученики. Вообще, Одигитрия (в переводе с греческого - «указующая путь») - это один из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом на руках. В своей работе, написанной для монастыря под Вязьмой, тверские иконописцы Наталия и Валерий представили Богородицу во весь рост парящей на облаке с Предвечным Младенцем на руках. Внизу - людская река из воинов: без головных уборов, в гимнастерках и плащ-палатках, они идут на смерть с крестами в руках, подобно мученикам Севастийским, загнанным в ледяное озеро за отказ поклониться языческим идолам. Река, уходящая ввысь, голубая и светлая - это тот путь, которым ратники Отечества навсегда ушли на небеса.

22 февраля 2014 года в Иоанно-Предтеченском соборе города Зарайска икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия Вяземская-Ратная», была освящена.

Пoслушать прoграмму мoжнo напрямую из вашегo браузера

или воспользоваться QR-кодом, прикрепленным в конце публикации.

Материал подготовлен при поддержке Президентского фонда культурных инициатив




Культурный код. Подвижники. Александр Сергеевич Грибоедов
Культурный код. Подвижники. Кулаков Виктор Евгеньевич

Другие новости по теме