8 декабря 2016 19:06
USD 63,39   EUR 68,25
02 декабря 2011 4000

К премьере фильма о Высоцком. Кому сказать спасибо, что живой?

К премьере фильма о Высоцком. Кому сказать спасибо, что живой?

Это страшный фильм. Это действительно драма.
Лента посвящена одному из самых мрачных эпизодов в жизни актёра – клинической смерти, случившейся на гастролях Театра на Таганке в Узбекистане летом 1979 года. Поэт гробил себя многочисленными «левыми» концертами, зарабатывая на них бешеные деньги, и по его следу шёл КГБ.

Самый главный вопрос, который задаёт этот фильм – не кто играет Высоцкого (хотя тоже интересно), а как и зачем живут люди. Может быть даже, есть ли Бог, потому что непонятно, откуда такой дар у человека, почему он жил такой жизнью и умер при столь страшных обстоятельствах. Кто был ангелом-хранителем Владимира Высоцкого? Кто избавил его от тюрьмы и от позора, дал ему умереть своей смертью в своей квартире, а кто – помог ему умереть?
Создатели фильма неоднократно заявляли, что он – художественный, не документальный. Поэтому нет смысла выискивать многочисленные огрехи, неточности и ляпы (например, невозможно поверить, что первого секретаря ЦК Узбекистана пригласят на «левый» концерт скандально известного артиста). Соответственно, нужно говорить о том, справился ли режиссёр с художественной задачей. Ответ – да, справился. Высоцкого – жалко. Правда, настоящим поклонникам его было жалко и без этого фильма.

Пётр Буслов – сильный режиссёр. Почти веришь в реальность происходящего. Почти. Потому что возникает очень много вопросов по сценарию. Кстати, если это притча, то можно было и не добиваться портретного сходства такой ценой. Применялся не только самый дорогой в истории «силиконовый» грим. При помощи компьютера был прорисован каждый кадр фильма, объяснил продюсер Анатолий Максимов. Для этого пришлось воспользоваться услугами 250 компьютерных художников-аниматоров и потратить на обработку почти год. Фильм оказался настолько дорогим в производстве, что его соавторами стали американцы – «Коламбия пикчерс».
Очень жаль, что в центре повествования – болезнь артиста. Вывернута на всеобщее обозрение его личная жизнь. Фильм про Высоцкого посвящён по сути его грехам. Нужно быть предельно деликатным в изображении негативных проявлений выдающихся людей. Буслову это удалось.
Создатели фильма смогли достучаться до зрительских сердец. Поразительно, какие лица были у людей после сеанса – когда включился свет, мелькали титры, а за кадром Высоцкий пел прощальную песню из «Бегства мистера Мак-Кинли». Кто-то заторопился и выскочил за дверь, но многие остались и слушали своего любимого певца. Смерть Высоцкого была их личным горем и осталась таковым и тридцать лет спустя. Думаю, не ошибусь, если предположу, что все, кто любит Высоцкого – хорошие люди. Растрогали немолодые женщины, пришедшие кто в одиночку, кто с подругой посмотреть кино про любимого артиста. Высоцкий был частью их молодости, их мира, уже во многом утраченного, он был мужественен, талантлив, обаятелен – настоящий мужчина!..
В фильме показана последняя любовь Высоцкого. Публично рушится некогда незыблемый миф о Марине Влади как о главной музе. Любил ли он эту девушку, Татьяну? Наверное, любил. Однако жить дальше так, как показано в фильме, ему незачем, он – тлеющая головешка.
Он не показан играющим в театре (хотя труппа отправилась именно на гастроли), он и не помышляет о кино (хотя ещё идёт работа над «Местом встречи…»), он не пишет новых песен – он зарабатывает деньги, то есть занят самым святым делом с современной точки зрения. Эти чёртовы деньги, принёсшие окружению Высоцкого столько горя (не всем), уходят непонятно на что. Ну, ясно, что на них покупалось «лекарство», однако те суммы гонораров, которые называют биографы, позволили бы ему купить небольшой фармацевтический завод. Кстати, Высоцкий показывается с деньгами в руках лишь однажды – когда предлагает матери взять такси.
Умирающий Высоцкий, по воле сценариста, видит не «Танюху», не Марину, не сцену и даже не столь вожделенные для продюсеров деньги – он видит жену, брошенную много лет назад, и своих тогда ещё совсем крошечных сыновей. Видимо, он возвращается ради них.

Сильная сцена с молитвой Высоцкого. Именно так.
В фильме предпринята попытка показать нравственный заряд, который он нёс людям, отразить благородство этого тяжело больного человека – хотя именно в этом качестве в последние годы жизни ему отказывают многие «вспоминатели».
Встреча с Высоцким круто меняет жизнь многих людей, они поневоле втягиваются в его орбиту. (Хотя в фильме он скорее жалок, чем силён.) По большому счёту, разговор именно об этом – готовы ли мы разделить проповедуемые поэтом ценности, или закроемся от его дара, устыдившись его грехов, то есть используя его человеческое несовершенство как повод оставаться прежними – подлыми, мелочными, убогими. За этими деньгами и уколами забывается главное: как поэту ему присуще исключительное благородство. По его песням можно превосходным образом воспитать в себе человека. За этим здоровым началом к нему и тянулись люди.
Мы ходим на работу, не уверены в завтрашнем дне, скрепя сердце делаем то, что нам не нравится, воюем с начальством, существуем больше по привычке, чем по любви – за всем этим и проходит жизнь. Целая жизнь. Мы едем в вагоне – не в том, который выбрали, а куда посадили, где досталось место. Конфликт, описанный в фильме – рассказ о человеке, полковнике КГБ, который по сути порывает с системой, которой служил верой и правдой. Он начинает жизнь заново – многие ли из нас решатся на это?
К премьере фильма о Высоцком. Кому сказать спасибо, что живой?

Читатели не поймут, если мы не поделимся своими догадками о том, кто же играл Владимира Семёновича
Продюсер Анатолий Максимов в интернет-конференции на «Первом» телеканале пообещал, что имя актёра будет раскрыто после широкого показа ленты. Скорее всего, им окажется Сергей Безруков, поскольку тот уже есть в титрах. Хотя по глазам – то немногое, что осталось в кадре от настоящего актёра – я бы сказал, что это Владимир Вдовиченков, тем более, что тот – любимый актёр режиссёра Буслова. Озвучивает экранного Высоцкого его сын Никита.
Для компьютерного макетирования использовалась – внимание – посмертная маска Высоцкого, так на фильм сама собой легла тень смерти. Лицо у Высоцкого в фильме окаменевшее, неживое, что совершенно не соответствует яркой мимике оригинала – посмотрите любую видеозапись (главное чудо – это его улыбка!). В фильме он почти не улыбается, что, впрочем, сюжетно оправданно.
Увы, философия продюсерства толкает киношников к чернухе, скандальности. Очень жаль, что создатели фильма не захотели построить сюжет вокруг светлого эпизода из богатой событиями жизни артиста,рассказать про взятую высоту. Например, можно было выбрать один из первых публичных концертов, после которого он поверил в свои силы (скажем, многократно упоминаемое в мемуарах выступление в Институте русского языка), первые успехи на сцене Таганки, например, дебют в роли Галилея, феноменальный успех «Вертикали» и свалившуюся на вчерашнего неудачника всесоюзную популярность... Знаете, было бы желание – отыскалась масса хороших тем для рассказа: и про поддержку друзей, и про роман с Людмилой Абрамовой, и как делались записи, и про Любимова, и про поездки за границу, и про работу над Гамлетом или Жегловым… Будем надеяться, что когда-нибудь появится ещё один фильм про Владимира Высоцкого, куда попадёт хоть что-то из перечисленного.
А пока можно попробовать утешиться репликой экранного Высоцкого из «Спасибо, что живой»: если отвернутся – значит, и не любили.

Уважаемые читатели! Своё отношение к фильму вы можете выразить, приняв участие в нашем опросе (см. колонку справа) или оставив комментарий (см. ниже). Спасибо!

Сергей МУХАНОВ

Опубликовано в "СГ" 3 декабря 2011 г.
Новости по теме
26 декабря 2011 2339
Актриса Марина Влади, вдова Владимира Высоцкого, в беседе с парижским корреспондентом «Известий» так прокомментировала фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой»: – Они сделали копию из силикона с посмертной маски Володи, которую я сама сняла. Это не только скандально, а даже страшно. Это аморально и неэтично. И если бы я была верующей, я бы сказала, что это грех. Я в отчаянии и в печали...
Смолян приглашают вспомнить Владимира Высоцкого
24 июля 2015 713
24 июля в Лопатинском саду пройдёт литературно-музыкальная программа его памяти…
В смоленской библиотеке для слепых вспоминают Высоцкого
29 января 2015 666
29 января пройдёт музыкально-поэтическое мероприятие «Своя колея»…
Непревзойдённый, самый живой, уникальный
25 января 2011 1416
Сегодня - день рождения Владимира Высоцкого
Смоленские барды исполнят песни Высоцкого
16 января 2013 1403
«Я, конечно, вернусь…» – под таким названием в честь известной песни 26 января в городском «Центре культуры» пройдёт концерт, посвящённый 75-летию со дня рождения Владимира Высоцкого
«Баллада о доблестном рыцаре Айвенго»: посмертный фильм Владимира Высоцкого
22 июля 2010 6336
В 1975 году режиссёру Сергею Тарасову не удалось отстоять песни Владимира Высоцкого в своей новой картине «Стрелы Робин Гуда». В результате из готового кинофильма удалили шесть прекрасных баллад, заменив их музыкой Раймонда Паулса и песнями на стихи совсем другого человека.В начале восьмидесятых, уже после смерти Высоцкого, режиссёр Тарасов предпринял новую попытку разместить гениальные песни в своём фильме: он снял «Балладу о доблестном рыцаре Айвенго». То ли мёртвый поэт казался безопасным, то ли поклонников Высоцкого стало заметно больше среди членов худсовета, но фильм вышел – с четырьмя балладами из записанных шести. Причём из «Баллады о Любви» были удалены последние, самые пронзительные, самые прекрасные две строфы. Тем не менее, и это был успех: миллионы зрителей смогли услышать своего великого поэта...

Drun написал

3 декабря 2011 01:14

Ужасный фильм. Высоцкий больной наркоман со стажем, врач - больной головой. Сценарий невменяемый. Фильм не документальный, художественный. Не верю я что такое вообще было возможно при СССР, а вот то, что КГБ не успело "прижать" Высоцкого - в это верится. Или может быть все же не хотело?

из википедии
"В 1976 году у Высоцкого появился первый «Мерседес» 1975 года выпуска, цвета «голубой металлик» (модель 450SEL 6.9 на платформе W 116 (англ.)русск.) — четырёхдверный седан. Марина Влади привезла из Франции около 10 машин подряд для мужа, но их обязательно надо было увозить из СССР через год после ввоза — таковы были правила. Mercedes стал первой для Высоцкого иномаркой, официально зарегистрированной в Москве. Кстати, именно этот «мерседес» был первым, который появился в картотеке ГАИ с регистрационным номером 7176ММУ. Ещё один был у Брежнева, а спустя месяц появился у Сергея Михалкова.
В конце 1979 года на гастролях в Германии Владимир купил спортивное двухместное купе Mercedes 350 желто-коричневого цвета. Но до Москвы Высоцкий на нём не доехал: на строящейся к Олимпиаде магистрали Москва-Брест сразу за Минском на скорости около 200 км/ч он не справился с управлением и улетел в кювет. «Мерседес» восстановили уже после смерти актёра. Из автосервиса машину так никто и не забрал…"

То, что Высоцкий гонял на авто как маньяк - это факт, и это есть в фильме, но если показывают 1979 год, то "мерс" уже должен был быть купе, тот что из Германии.

К просмотру не рекомендую. Плевок в души поклонникам! Да и легендарный силиконовый гримм уж больно сильно "выпирает".

Vas написал

3 декабря 2011 21:47

Я фильм смотреть не стал — хватило трейлера. Не знаю как вам, но по мне, так впечатление омерзительное. ЭТО НЕ ВЫСОЦКИЙ, ЭТО ФРАНКЕНШТЕЙН!!! И ни хрена он тут не показан живым человеком. Он как раз не живой какойто. От этого и впечатление омерзительное. Как будто мертвому привязали лески и как куклой играют.
Кстати, могу добавить фильм дом Солнца Гарика Сукачева, где Сукачек попытался воспроизвести Высоцкого. Ну это было смешно и грустно. Всетаки Высоцкий был гений. А Гарик, он даже не Игорь, он Гарик. Уродливо выглядит. Очень уродливо.

olenkagrigorieva написал

4 декабря 2011 19:08

Не большая поклонница Высоцкого, но с детства знаю наизусть стих "Братские могилы" (бабушка, бывшая учительница, научила). Некоторые нюансы фильма вызывают недоумение, например -как человек с такой зависимостью не взял (или его окружение) на гастроли "свои лекарства"? Извиняюсь за неуместное сравнение, но тут для ребенка горшок возишь с собой на любые расстояния, а тут такая зависимость... Если не думать о сюжете, а во все глаза смотреть на легенду - становится страшно, маска как из фильма ужасов... Еще отвлекает от сути фильма постоянная мысль о том, кто же сыграл Высоцкого (просто бесит, зачем так интриговать, пиар не в тему, поклонники и так пойдут на фильм). Кравченко очень похож, никакой не Безруков - однозначно.
СПАСИБО ЗА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ОТЗЫВ!
-->

Валентин написал

11 декабря 2011 00:53

Фильм не о Высоцком.
Да, он снят на сильном эмоциональном надрыве. Режиссеру удалось показать личную трагедию Человека, конфликт между Поэтом и временем, в котором ему пришлось жить, творить. Но Высоцкий в картине как-то смазан, вторичен. (Я не имею в виду нашумевший грим). Намного четче прорисованы его друзья и окружение. Здесь присутствуют реальные чувства: у кого-то наживы, у кого-то страха, сопереживания, восхищения, любви, наконец.
Но фильм не о Высоцком. Те, для кого Высоцкий лишь узнаваемая фамилия, ничего адекватного о нем из этого фильма для себя не почерпнут. Да и мало что поймут. Кроме того, что он наркоман и почему-то был очень популярен в СССР.
Фильм о том, что каждого из нас делает Человеком. Для чего мы рождены и предназначены. Главный герой картины - Поэт. А Поэт должен творить. Не жалея себя. Не оглядываясь. Даже если это ранит близких и любящих его людей.
Очень сильна сцена молитвы Высоцкого. Пробирает до дрожи. И монолог врача после чудесного воскрешения Поэта.
Фильм стоит помотреть. Хотя сюжет, честно говоря, воспринимается как некая спекуляция на светлой памяти Владимира Семеновича. Но оставим это на совесть его сына, написавшего сценарий.
А по поводу актера, игравшего Высоцкого: я на 99% уверен, что это Вдовиченко. И очень удивлюсь, если это не так.

СПАСИБО ЗА ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ОТЗЫВ!
Важно
"));