5 декабря 2016 15:27
USD 64,15   EUR 68,47
07 мая 2010 4697

Истребители Лавочкина

Истребители Лавочкина
Наш земляк, уроженец Смоленщины Семён Лавочкин был выдающимся авиаконструктором. Не будем сейчас говорить обо всех его авиационных и космических разработках. Поговорим только о поршневых истребителях военной поры. Они участвовали в Великой Отечественной войне с первого дня.

Конструктор
Семён Алексеевич Лавочкин родом из Петровичей Рославль¬ского уезда Смоленской губернии. После окончания в 1917 году гимназии с золотой медалью поступил в МВТУ имени Баумана. Сразу после окончания училища стал работать в авиаконструкторских бюро, какое-то время - в Главном управлении авиационной промышленности.
С 1940 года руководит конструкторским бюро, в котором разрабатываются самолёты-истребители.
В условиях дефицита в предвоенные и военные годы алюминия предложил применять в самолётостроении новый особо прочный материал – дельта-древесину – и успешно использовал её в конструкции своих самолётов.
Истребители Лавочкина были одними из самых массовых в годы войны.
После Великой Отечественной войны – конструктор реактивных самолётов. Так, 26 декабря 1948 года на самолёте Ла-176 впервые в СССР была превышена скорость звука. В последние годы Лавочкин занимался разработкой ракетных систем ПВО и ПРО, крылатых ракет и ракетно-космической техники.
Генерал-майор, дважды Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Сталинской премии.

Самолёты
Войну мы встретили с большим количеством устаревших самолётов. Истребителей новейших конструкций было мало. Один из них – ЛаГГ-3 – был разработан Лавочкиным буквально накануне лета 1941 года. Современный двигатель и пушечное вооружение (пушка ШВАК калибра 20 мм) позволяли успешно бороться с однотипными истребителями противника (Ме-109). Кроме того, ЛаГГ мог брать бомбы и реактивные снаряды РС-82, которые были довольно эффективны при ударах по наземным целям.
По мнению наших лётчиков, на ЛаГГе можно было воевать. И воевали практически до конца 1942 года. По прочности конструкция из дельта-древесины не уступала самолётам из металла. Например, во время Сталинградской битвы 14 сентября 1942 года лётчик Сергей Луганский пошёл в лобовую атаку на Ме-109. При общей скорости сближения в 1000 км/ч крылом своего ЛаГГ-3 он ударил по стабилизатору противника. Враг был повержен. Самолёт нашего лётчика остался послушным пилоту, который продолжал вести воздушный бой.
О живучести ЛаГГов ходили легенды. Лётчик Алексей Гринчик в одиночку вёл неравный бой с несколькими немецкими истребителями. Враги "исклевали" самолёт нашего пилота – живого места не осталось, но и сами потеряли две машины. Вражеский снаряд попал в мотор ЛаГГа. Мотор заглох. Гринчик на последней скорости планировал к линии фронта.
С конца 1942 года на фронт стали поступать истребители Ла-5 с более мощным мотором и вооружением (две пушки ШВАК калибра 20 мм). Они великолепно показали себя в боях с люфтваффе, особенно в период воздушной операции на Кубани, когда наши лётчики добились превосходства в воздухе над самолётами противника.
Ещё лучшие характеристики имел Ла-5ФН с форсированным мотором АШ-82ФН. Максимальная скорость этой модификации возросла до 630 км/ч. Именно на нём летал на протезах знаменитый Алексей Маресьев.
В небе над Курской дугой летом 1943 года Ла-5ФН приобрёл заслуженную известность и любовь наших лётчиков. Тем более что к этому времени Лавочкин заменил деревянные силовые лонжероны на металлические. Самолёт стал намного легче и манёвреннее.
С осени 1943 года люфтваффе вообще перешли к оборонительным действиям, защищая с воздуха свои наземные войска (несмотря на то, что к этому времени в распоряжении немецкой авиации уже находились новейшие "фокке-вульфы" ФВ-190).
К примеру, на Ла-5ФН лётчик И.Г. Скляров в один день – 14 декабря 1943 года – в двух боевых вылетах сбил шесть самолётов противника: два пикировщика Ю-87, два бомбардировщика Ю-88 и два истребителя ФВ-190.
14 сентября 1943 года четвёрка "лавочкиных", ведомая младшим лейтенантом Солуяновым, провела в одном вылете два воздушных боя, в которых наши лётчики сбили семь самолётов противника. В последующих боях к лету 1944 года эта четвёрка (братья Солуяновы, Вихляев и Егоров) сбила ещё 24 фашистских самолёта.
Боевые примеры можно продолжать. Все они говорят о высоких боевых качествах истребителей Лавочкина.
Дальнейшим развитием самолётов Лавочкина был Ла-7, признанный и нашими, и зарубежными специалистами лучшим истребителем Второй мировой войны. По сравнению с предыдущими он имел более мощный двигатель, позволявший развивать максимальную скорость до 690 км/ч. По боевым качествам и вооружению ему не было равных как среди отечественных истребителей, так и истребителей противника завершающего этапа Великой Отечественной войны.
Кроме того, самолёты "Ла" были одними из самых массовых в годы войны. Из всех истребителей, выпущенных в СССР, самолёты Лавочкина составляли более трети советских истребителей.
Из послевоенных выпусков самолёт Ла-9 (последующая модификация) был самым мощным поршневым истребителем в мире. Он имел три пушки (на поздних моделях – 4) калибра 20 мм. В некоторых армиях, например в Китай¬ской, Ла-9 стояли на вооружении до 60-х годов.

Лётчики
На истребителях Лавочкина летали многие известные лётчики, Герои и дважды Герои, имевшие на своём боевом счету не один десяток сбитых вражеских самолётов.
На ЛаГГ-3, Ла-7 воевал дважды Герой Советского Союза Алексей Алелюхин. Наш земляк, тоже дважды Герой Советского Союза Владимир Лавриненков начинал войну на ЛаГГ-3, затем пересел на Ла-5 и в последующем – на Ла-7.
Один из лучших воздушных бойцов советских ВВС Герой Советского Союза Н.Т. Китаев за годы войны сбил 42 самолёта противника. И все – на самолётах Лавочкина.
Самый результативный лётчик в годы войны - трижды Герой Совет¬ского Союза Иван Никитович Кожедуб на Л-5 и Ла-7 сбил в военном небе 62 вражеских самолёта. Это его Ла-7 (№27) стоит сейчас в Монинском (под Москвой) авиационном музее.
Полный список советских асов, летавших на "лавочкиных", невозможно привести в газете. Назовём лишь некоторых Героев и дважды Героев Советского Союза. Это самый результативный среди морских лётчиков И.С. Кравцов (43 сбитых самолёта), В.А. Зайцев (53), Г.Д. Онуфриенко (50). Список можно продолжать.
На ЛаГГ-3 начинал свою боевую биографию дважды Герой Совет¬ского Союза генерал-лейтенант авиации Виталий Иванович Попков, прототип командира "поющей эскадрильи" из фильма "В бой идут одни старики".
В целом истребители нашего земляка Семёна Алексеевича Лавочкина внесли достойный вклад в разгром врага в годы Великой Отечественной войны.

Александр ШКОЛЬНИКОВ

Опубликовано в "СГ" 8 мая 2010 г. №50-51 (625-626)
Новости по теме
Создатель крылатых машин: к 110-летию Семена Лавочкина
13 сентября 2010 1852
Во всём мире выдающихся конструкторов самолётов наберётся едва ли полсотни. Около двадцати из них – русские и советские конструкторы. Одним из таких был наш земляк Семён Лавочкин.
Лавочкину – 110
12 сентября 2010 1072
Вчера, 11 сентября, исполнилось 110 лет со дня рождения нашего земляка, выдающегося отечественного авиаконструктора Семёна Лавочкина
Из плеяды асов Великой Отечественной
07 декабря 2009 2959
Николай Ефимович Лавицкий – один из результативных лётчиков-истребителей Великой Отечественной войны. Летал на самолётах И-153, Як-1, на американских "Аэрокобрах" Р-39. За время войны выполнил 250 боевых вылетов, провёл более 100 воздушных боёв, уничтожил 22 (по другим источникам – 28) самолёта противника лично и два – в группе.
Воспитанник Смоленского аэроклуба
23 декабря 2009 1438
В конце 30-х годов прошлого века у Смоленского аэроклуба была договорённость с Одесской военно-авиационной школой лётчиков имени Полины Осипенко: лучшие выпускники Смоленского аэроклуба вне конкурса, без экзаменов зачислялись курсантами Одесской военно-авиационной школы. Все эти лётчики принимали участие в Великой Отечественной войне. Многие стали Героями Советского Союза. Одним из них был Фёдор Мазурин.
Мастер штурмовых ударов
16 ноября 2009 2413
Из наградного листа: "…2.08.1944 г. тов. Викторов, ведущий шестёрки Ил-2, атаковал железнодорожные эшелоны на ст. Шталлупенен. Ведя воздушный бой с истребителями противника, огнём из пушки, РСами, бомбами группа зажгла два эшелона, взорвала склад с боеприпасами, сбила в воздухе 1 ФВ-190 и без потерь вернулась на аэродром… Удостоен звания "Герой Советского Союза".
02 августа 2011 1714
Нечасто в военном воздухе вспыхивали схватки по взаимной договорённости противников. Великая Отечественная война шла не на жизнь, а на смерть. И не было в ней места рыцарским турнирам. Но всё же иногда происходили случаи, аналогичные показанному в фильме «В бой идут одни старики», когда советские асы вызывали лётчиков люфтваффе на поединок. Несколько таких воздушных боёв состоялось в декабре 1943 года, после освобождения Смоленщины от фашистских оккупантов. Об этом нам рассказал ветеран авиации, полковник в отставке Михаил КАЛНЫШЕВ, проживающий ныне в Смоленске. Ему в своё время об этом поведал участник войны, лётчик 162-го истребительного авиационного полка 309-й Смоленской Краснознамённой истребительной авиационной дивизии Фёдор Чернявский (почётное наименование «Смоленская» дивизия получила за активное участие в освобождении Смоленской области).
"));