6 декабря 2016 08:45
USD 63,92   EUR 67,77
19 августа 2009 2647

Конструктор «Святогора»

Конструктор «Святогора»
Когда речь заходит о больших многомоторных самолётах в истории отечественной и мировой авиации, все сразу вспоминают русский самолёт «Илья Муромец». Но «Илья Муромец» был не единственным самолётом-гигантом, построенным в России. Справедливо вспомнить самолёт «Святогор», построенный вслед за «Ильёй Муромцем» в начале XX века.Конструктором этого уникального самолёта был наш земляк – Василий Слесарев.
Василий Андрианович родился 17 августа 1884 года в селе Следнево Мархоткинской волости Ельнинского уезда Смоленской губернии. По окончании среднего технического училища в Москве он поступил в 1904 году в Петербургский электротехнический институт. Но в связи с революционными волнениями вскоре был вынужден уехать в Германию, где продолжил учёбу и получил высшее образование.
Вернувшись в Россию, он поступил в Московское техническое училище, чтобы получить русский диплом инженера-механика. В 1910 году, по окончании Московского технического училища, Слесарев переехал в Петербург, где оборудовал аэродинамическую лабораторию при Политехническом институте. Созданная им лаборатория по своим размерам и насыщенности аппаратурой превзошла знаменитую аэродинамическую лабораторию Эйфеля, конструктора известной башни в Париже. Проектирование и постройка тяжёлого самолета, получившего в дальнейшем название «Святогор», безусловно, главное дело жизни В.А. Слесарева. «Святогор» задумывался как тяжёлый самолет с лучшими расчётными характеристиками, чем у «Ильи Муромца».
Глядя на старую фотографию «Святогора», кажется, что фюзеляж его довольно тяжёл, плоскости крыльев – громоздки, а гигантские шасси (передние колёса 1,5 м, задние – 2 м в диаметре) вообще кажутся несовместимыми с машиной, предназначенной летать по воздуху. Но это только кажется с нашей современной точки зрения. Техническая комиссия Главного инженерного управления признала, что проект осуществим, и рекомендовала строить самолёт. Однако денег отпущено не было, и дело не двигалось до самого начала Первой мировой войны. Вопрос о судьбе самолета, как сейчас говорят, завис в воздухе. Дело было поручено комиссии под руководством Н.Е. Жуковского. Комиссия очень внимательно подошла к оценке «Святогора», произвела полный аэродинамический расчёт самолета и вынесла заключение, что «полёт аэроплана Слесарева при полной нагрузке в 6,5 тонны и при скорости 114 километров в час является возможным, а посему окончание постройки аппарата Слесарева является желательным». Самолет в итоге всё-таки был построен. В ноябре 1916 года на одном из рулений по аэродрому «Святогор» попал колесом в осушительную канаву, в результате чего пострадало заднее колесо шасси и был поломан правый винт.
«Святогор» не был в воздухе. Многие трудности не дали возможности довести его до полной готовности, тем не менее этот самолёт представляет собой выдающееся явление в истории нашей авиации.
А в 1921 году Василий Андрианович был убит. Его смерть до сих пор остаётся загадкой истории, как и загадочные смерти многих учёных, обладающих знаниями, как сейчас говорят, высоких технологий и другими научными секретами. Давно уже некие предприимчивые иностранцы, видя проблемы Слесарева, пытались уговорить талантливого русского конструктора продать им чертежи «Святогора» и эмигрировать за границу. Русский патриот, Василий Андрианович отклонял подобные предложения. После Октябрьской революции конструктор остался на Родине и продолжал работать в области аэродинамики и совершенствования авиатехники.
По одной из версий гибели конструктора, случилось следующее. Вечером 23 июля 1921 года в квартире Слесарева на Старопарголовском проспекте в Петрограде, где в это время праздновали день рождения старшей дочери, появилась некая Ксения Троц. Через некоторое время из кабинета, где она беседовала с хозяином квартиры, раздался выстрел. Выскочившая из кабинета и угрожавшая домочадцам склянкой с серной кислотой Троц исчезла из квартиры, прихватив при этом два объёмистых баула с чертежами и документами. Поисками преступницы занялись милиция и ЧК. Через несколько дней преступница была поймана. Убийство она объяснила несчастным случаем, якобы случайным выстрелом из револьвера. Почему – неясно, но ЧК отпустила преступницу, которая тотчас же исчезла. С тех пор этот случай так и остался одним из тёмных пятен, коими так богата наша история.
Александр ШКОЛЬНИКОВ


Новости по теме
20 ноября 2011 2567
Имя этого человека было хорошо известно в России начала ХХ века. И сейчас, спустя столетие, мы, смоляне, не вправе забывать о нашем земляке – одном из пионеров российской авиации Глебе Алехновиче. Он летал на первых отечественных самолётах Я.М. Гаккеля, работал лётчиком-испытателем авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода, летал на первых гидросамолётах, проводил испытания первого в мире многомоторного тяжёлого бомбардировщика «Илья Муромец» конструкции И.И. Сикорского, впоследствии воевал на нём в качестве командира воздушного корабля.
Основоположник отечественного вертолётостроения
10 ноября 2009 3783
С именем Бориса Юрьева неразрывно связана история отечественной авиации, у истоков которой он стоял с момента зарождения её в России. Ближайший ученик всемирно известного учёного-аэродинамика Н.Е. Жуковского, Б.Н. Юрьев своей основной научной специальностью также выбрал аэродинамику летательных аппаратов, в которой достиг выдающихся успехов. Его авторству принадлежит широко известная импульсная теория воздушного винта, а также разработки вертолётов существующих (классических) и перспективных схем.
07 января 2012 1471
Здравствуйте, уважаемая редакция «Смоленской газеты»!Пишут вам учащиеся СОШ №2 г.Невинномысска Ставропольского края. Мы занимаемся в школьном туристско-краеведческом объединении и уже несколько лет, вместе с нашим руководителем Шкиренок Л.Г., пытаемся установить судьбу одного летчика, пропавшего без вести в 1943 году. Очень надеемся, что вы напечатаете наше письмо и найдутся люди, которые помогут нам установить судьбу нашего земляка. Его звали Василий Антонов, он учился в нашей школе. Осенью 1940 года его призывали в армию и он попал в Таганрогское авиационное училище, где сбылась его мечта стать летчиком. Вот только закончить училище, он не успел — началась Великая Отечественная война. Авиационное училище эвакуировали т в г.Омск. В 1942 году курсантов отправили в запасной полк в г. Астрахань, а от туда и на фронт. Василий попал в 224 бомбардировочный авиационный полк. Он летал на штурмовике ПЕ-2...
Смоленский самолёт стал рестораном
04 декабря 2012 1877
В швейцарском Цюрихе открылся необычный ресторан, «изюминкой» которого стал некогда базировавшийся в Смоленске советский самолёт
Самолёт был исправен
14 декабря 2009 1702
В эти выходные в СМИ часто упоминался Смоленский авиазавод, поскольку самолёт "Финист" СМ-92Т, разбившийся под Челябинском с парашютистами на борту, был нашего производства
Леонид Рыбиков: он учил летать самолеты
06 августа 2010 1931
Через несколько дней смоляне, как и вся Россия, будут отмечать День авиации. Смоленская земля богата авиационной историей. Уроженцами древней героической земли были и маршалы авиации, и генералы, Герои и дважды Герои Советского Союза. Были среди смолян и лётчики-испытатели. Один из них - Леонид Денисович Рыбиков.
"));