9 декабря 2016 16:25
USD 63,3   EUR 67,21

«Мусульманин»: главный фильм девяностых

«Мусульманин»: главный фильм девяностых
Россия, 1995 год, режиссёр Владимир Хотиненко, в гл. ролях Евгений Миронов, Нина Усатова, Александр Балуев.
Это великий фильм. Он рявкнул обществу такую правду, что и спустя 15 лет оно не готово её услышать. Оно заткнуло уши и тогда, посылая на верную смерть в Чечню 19-летних пацанов и отдав всевозможные кинопризы выпущенным в тот же год «Особенностям национальной охоты».
Хотиненко очень точно нарисовал картину тотального вырождения русской глубинки, брошенной в омут «экономических реформ», а по сути – в нежить. Как жалки все обитатели этого посёлка, включая мать главного героя, потому что у них нет Бога!.. Совращённые души забирает Сатана – зрители настолько испугались такой явственной перспективы, что отодвинули «Мусульманина» на периферию своего внимания.
Это фильм о том, что нужно неизбывно, день за днём, мучительно стремится к Богу, расти над собой, не идти на поводу у глупой и ленивой толпы – только тогда жизнь человеческая имеет смысл, только тогда ты живёшь по-настоящему, и есть надежда.
Толпа говорит: будь как мы! гляди, зачем так страдать и напрягаться: мы пьяны, ленивы, равнодушны, глумливы. Мы – вечны! Нам приятно думать, что Бог далеко, все мы в глубине души надеемся, что Он смилостивится к нам и заберёт к себе, потому что мы – большинство, а какой же он Бог, если с ним не будет большинства?!
Но герой фильма мучительно, ломая ногти, впивается в землю, карабкается из окопа, в котором его почти похоронили заживо. Намаз – это не только непонятная и нелицеприятная для окружающих процедура, это ежедневная индивидуальная встреча с Богом, это энергетическая подзарядка, исповедь и очищение одновременно. Бог – это не свечечки и не платочки, Он – не в пустых формальностях. Бог – это ответственность, это высокое напряжение внутренних сил человека, его готовность к боли и страданиям. Нам нужно несчастье, чтобы стать людьми, а многим и оно не помогает: глядите, какие похабные отзывы пишут многие наши сограждане в блогах и комментариях к авиакатастрофе 10 апреля!
И ещё. Бог совсем не далеко. Нам проще считать, что чудеса редки и происходят не с нами. Чудо гораздо ближе, чем мы сознаёмся себе. Примеры? Каждый найдёт их с лёгкостью. У меня дома в холодильнике стоит бутылка со святой водой, которая не портится вот уже восемь лет. Какие ещё доказательства нужны маловеру? Однако я не борюсь за возможность истинной жизни, побеждающей тлен и гниение, не спешу быть стойким, как главный герой «Мусульманина», и далеко не всегда тянусь вверх, а напротив – стремительно и с облегчением падаю вниз. Так что этот фильм – в том числе и для меня, грешного.
«Мусульманин»: главный фильм девяностых


Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
"Поп": путь к святости
12 апреля 2010 1241
Россия, 2010 год, режиссёр Владимир Хотиненко, в гл. роли Сергей Маковецкий.После просмотра этого фильма хочется говорить, возникает много вопросов, как, скажем, и после «Катыни» Вайды, и люди спорят, но фильм оказывает просветляющее, очищающее действие, а не ложится могильным камнем на душу. Каждый поймёт «Попа» по-своему, исходя из своего жизненного опыта и убеждений, но он обязательно затронет лучшие струны в человеке. Он взывает к Царству Божию внутри нас, где нет ни Германий, ни Россий, ни Польш, никакой другой власти, кроме доброты.
«Кочегар»: редкая фреска
18 ноября 2010 2265
Балабановская новинка – это анти-«Остров»: в центре повествования – тоже кочегар, пришедший с войны. Во всех сценах фильма, во всех интерьерах – горящий очаг, огонь. Как символ геенны огненной, которая ждёт – не дождётся героев картины. Герой «Острова» умирает, и мы надеемся на милость Господню к нему, на прощение грехов. Герой «Кочегара» умирает, и мы понимаем, что никакого прощения нашему обществу нет и быть не может.
«Детям до 16…» – лучший фильм года
15 ноября 2010 7882
Это гениальное кино, хотя и за гранью дозволенного (интимные сцены составляют существенную часть фильма, так что не стоит смотреть его всей семьёй). Из фильмов подобного мастерства и глубины вспоминается разве что «Ускользающая красота» Бертолуччи. Надо отдать должное Министерству культуры РФ, поддержавшему создание шедевра. Дурацкое название – единственный минус этой великолепной, упоительной работы.
19 мая 2011 1343
Зрители российских телеканалов уже посмотрели документальный фильм «Война и мир» тележурналистки Нины Баклановой. В нём рассказывается об истории Смоленского края, о роли Смоленска в становлении Российского государства. Сейчас начались съёмки второй части фильма, её идея чётко отражена в названии работы: «Несмотря ни на что». Планируется, что фильм выйдет в эфир в июле этого года
«Слуга»: наш ответ «Покаянию»
07 ноября 2010 1124
Блистательная монография о феномене власти. Эпос, с силой Достоевского рассказывающий о заедании одним человеком жизни другого. Об унижении, совращении и растлении живой души. Не знаю, отчего умирают актёры, но Борисов точно заглянул в Ад, лепя своего персонажа. Перед нами не вершины – пропасти духа. Авторы фильма создали такого героя, который должен был шагнуть далеко за пределы киноэкрана. Неизвестно, где теперь этот антихрист ходит и на каких тропинках караулит своих креатур…
«Неадекватные люди»: лучший режиссёрский дебют
27 июня 2011 2662
Только что на «Кинотавре» показали следующую картину Каримова, «Вдребезги», и она – одна из самых ожидаемых премьер сезона. Почему? Потому что Роман Каримов – один из самых интересных молодых режиссёров. Запомните это имя!Фильм снят при очень скромном бюджете, однако этого не чувствуешь. Исключительное обаяние актёра театра Петра Фоменко Ильи Любимова, фантастический дебют в кино студентки педагогического университета Ингрид Олеринской. Говорят, предложение сниматься в кино она получила прямо на улице, так что чудеса ещё случаются…
"));