Народный корреспондент

«Жертвоприношение» Тарковского автобиографично?

18 ноября 2010 года в 00:08
Швеция, 1986 год. Режиссёр Андрей Тарковский. В главной роли Эрланд Йозефсон.
Не думал, что необходимо будет обращать внимание читателей на фильмы Андрея Тарковского, самого известного нашего кинорежиссёра, создавшего картины вечные, гениальные. Однако ко мне обратились читатели, недоумевающие по поводу последнего фильма мастера.
В мире начинается Третья мировая война. Один из сынов человеческих обращается к Богу с просьбой остановить величайшее зло и несправедливость. Но какую цену он готов заплатить за мир? Он готов отдать всё, что есть у него – дом, семью, себя. Миллионы людей должны погибнуть. За них искупительной жертвой предлагается жизнь одного человека. Непостижимым образом сделка состоялась, война оборачивается сном, и главный герой понимает, что ангел смерти сейчас придёт за ним – пора платить по счетам.
Удивительно, что многочисленные любители творчества Тарковского не видят возможной аналогии между сюжетом фильма и жизнью мастера. Фильм задумывался и снимался в годы самого мрачного противостояния двух миров. Пропасть вот-вот должна была разверзнуться под ногами. Андрей Арсеньевич, человек совестливый, болезненно чувствительный, верующий, не мог не чувствовать этого и не задумываться об этом. В последний год жизни мастера состоялось несколько мрачных предзнаменований, вплоть до убийства шведского премьер-министра на той площади, где Тарковский снял одну из сцен фильма. Чернобыльская катастрофа многими воспринималась как знак Апокалипсиса, описанный в Библии. Европейцы заговорили о провидческом даре режиссёра. Однако все разговоры смолкли, когда Тарковский ушёл из жизни. Началась эпоха Горбачёва и перестройки международных отношений… Точно так же жизнь в городке продолжается, когда карета скорой помощи навсегда увозит несчастного Александра.
Когда Тарковский остался на Западе, он навсегда лишился отца и сына, а также дома и Родины – почти всего, что он любил в этой жизни. Вдова Лариса ненадолго пережила мужа… Фильм, напомним, заканчивается тем, что немой мальчик, сын главного героя, начинает говорить. Сейчас Андрей Андреевич Тарковский по всему миру издаёт материалы, связанные с творчеством гениального отца.
«Жертвоприношение» Тарковского автобиографично?
«Кочегар»: редкая фреска
«Голый пистолет»: памяти Лесли Нильсена

Другие новости по теме