10 декабря 2016 17:37
USD 63,3   EUR 67,21

«Жертвоприношение» Тарковского автобиографично?

«Жертвоприношение» Тарковского автобиографично?

Швеция, 1986 год. Режиссёр Андрей Тарковский. В главной роли Эрланд Йозефсон.
Не думал, что необходимо будет обращать внимание читателей на фильмы Андрея Тарковского, самого известного нашего кинорежиссёра, создавшего картины вечные, гениальные. Однако ко мне обратились читатели, недоумевающие по поводу последнего фильма мастера.
В мире начинается Третья мировая война. Один из сынов человеческих обращается к Богу с просьбой остановить величайшее зло и несправедливость. Но какую цену он готов заплатить за мир? Он готов отдать всё, что есть у него – дом, семью, себя. Миллионы людей должны погибнуть. За них искупительной жертвой предлагается жизнь одного человека. Непостижимым образом сделка состоялась, война оборачивается сном, и главный герой понимает, что ангел смерти сейчас придёт за ним – пора платить по счетам.
Удивительно, что многочисленные любители творчества Тарковского не видят возможной аналогии между сюжетом фильма и жизнью мастера. Фильм задумывался и снимался в годы самого мрачного противостояния двух миров. Пропасть вот-вот должна была разверзнуться под ногами. Андрей Арсеньевич, человек совестливый, болезненно чувствительный, верующий, не мог не чувствовать этого и не задумываться об этом. В последний год жизни мастера состоялось несколько мрачных предзнаменований, вплоть до убийства шведского премьер-министра на той площади, где Тарковский снял одну из сцен фильма. Чернобыльская катастрофа многими воспринималась как знак Апокалипсиса, описанный в Библии. Европейцы заговорили о провидческом даре режиссёра. Однако все разговоры смолкли, когда Тарковский ушёл из жизни. Началась эпоха Горбачёва и перестройки международных отношений… Точно так же жизнь в городке продолжается, когда карета скорой помощи навсегда увозит несчастного Александра.
Когда Тарковский остался на Западе, он навсегда лишился отца и сына, а также дома и Родины – почти всего, что он любил в этой жизни. Вдова Лариса ненадолго пережила мужа… Фильм, напомним, заканчивается тем, что немой мальчик, сын главного героя, начинает говорить. Сейчас Андрей Андреевич Тарковский по всему миру издаёт материалы, связанные с творчеством гениального отца.
«Жертвоприношение» Тарковского автобиографично?


Сергей ЛЮБИМОВ

Новости по теме
Андрей. Достать чернил и плакать!..
06 апреля 2012 3691
Гений. О многих ли наших кинорежиссёрах так говорят за рубежом? О нём говорят. Он смог. Он добился. Своим трудом и талантом. Говорят, природа отдыхает на детях талантливых родителей. В двадцатом веке поэтам пришлось несладко (хотя вот сейчас – сладко, и кто их слышит?). Сергей Михалков и Арсений Тарковский – какие разные судьбы!.. И какие разные дети! Но отдыхает ли природа?
«Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера»
02 августа 2010 4964
Если бы кто-то сказал, что четверть века спустя после смерти Андрея Тарковского коллеги начнут учить покойного режиссёра снимать кино, я бы не поверил. Тем не менее, такой случай отмечен в кинодокументалистике. Украинский режиссёр Игорь Майборода хочет убедить зрителей своей картины «По ту сторону «Сталкера» в том, что для всех было бы лучше, если бы фильм «Сталкер» снял оператор Георгий Рерберг.Делается это из большого уважения к уже покойному Георгию Ивановичу и от любви к справедливости. Дескать, деспот и самодур Тарковский незаслуженно отлучил оператора от картины, чем нанёс непоправимый ущерб репутации мастера. Его доброе имя вот уже более 30 лет нуждается в реабилитации…
04 апреля 2012 1406
Сегодня, 4 апреля, исполнилось 80 лет со дня рождения выдающегося отечественного кинорежиссёра, признанного во всём мире классика кино Андрея Тарковского. Вечная юность и мудрость отличают его картины. Фильмов немного, но они имеют счастливую судьбу – их смотрят с пытливым вниманием всё новые поколения зрителей
«Солярис»: «…а мы поставим свечи в изголовье погибшим от неслыханной любви!..»
08 июля 2011 3560
Во Всероссийский день семьи, любви и верности «Смоленская газета» в своей традиционной рубрике, посвящённой кино, предлагает обратить внимание на несколько фильмов о любви – классических и новых. С праздником!
«Ностальгия»: мрачная жемчужина
16 декабря 2010 2789
У «Овсянок» много общего с «Ностальгией». Прежде всего, это мифотворчество. Жизнь человека и её назначение. Самоубийство уже не грех, а способ воздействовать на реальность. Пристально рассматриваются условия переселения на тот свет. И миф «Овсянок» более целостный и увлекательный, поскольку у современного режиссёра Федорченко выше темп повествования, хотя в обоих фильмах многие сцены сняты тошнотворно долгим общим планом с одной точки.У Тарковского миф не сложился. Есть несколько сильных фресок, как предвестие безвременного конца художника. Они бессвязны, ибо заплетается язык у безумно одинокого и тоскующего человека...
Любимый актёр Тарковского
30 апреля 2010 1214
Сегодня исполнилось 90 лет со дня рождения известного советского киноактёра Николая Гринько, снявшегося более чем в ста двадцати пяти (!) фильмах

webmaster написал

22 ноября 2010 12:03

Комментарий к последнему фильму Тарковского кое-что прояснил, но далеко не все.
1) Почему, чтобы спасти семью, а заодно и человечество в целом, Александр должен "лечь" со служанкой Марией? Почему этот совет дает ему почтальон? Почему он называет служанку "ведьмой"? И в чем состоит ее ведовство?
2) Визуальным лейтмотивом через весь фильм проходит картина "Поклонение волхвов". Как она перекликается с авторским замыслом? Почему она связана с "ведьмой" Марией? И если Мария - ведьма, то почему у нее в доме столь икон, которые явно указывают на ее традиционную религиозность?
3) Если Мария становится своего рода мистическим проводником для Александра, почему их разговор перед брачной ночью не содержит ни одной глубокой мысли и ограничивается только слезливыми жалобами на непонимание окружающих?

Сергей Любимов написал

22 ноября 2010 13:35

Потому что брачная ночь - не политинформация.
На все остальные вопросы я отвечу чуть позже. Хотя, думаю, ответы очевидны.

webmaster написал

22 ноября 2010 14:25

Нет, не очевидны, иначе я бы их не задавал.
И неужели брачная ночь - время для столь жалких, никчемных и пошлых излияний? Схожая сюжетная ситуация в "Солярисе" куда более поэтична и трепетна. Тут же ничего, кроме недоумения, не испытываешь.
Вообще фильм поражает отсутствием ярких (как в "Слакере") и запоминающихся (как "Солярисе") диалогов. Сплошная невразумительность, туманные намеки, полусакральные-полубесстыдные действия...
"));