Дороги

«Презентация души» на Блонье

8 июля 2010 года в 15:55
Надежда Сергеевна Мерцалова сидит на скамейке на центральной аллее Блонье, рядом разложены книги, а на листе бумаги написано: «Презентация». Никогда в жизни такой презентации я не видела! Присаживаюсь рядышком и пытаюсь понять, почему смолянка вот таким образом проводит презентацию своего поэтического сборника.
- А кто, кроме меня самой, займётся этим? – говорит она.
Книга называется «Истина любви». Это третий поэтический сборник Надежды Мерцаловой, вышел он только-только, как говорится, совсем свеженький, и ей очень хочется, чтобы смоляне прочитали его и разделили чувства автора. Тираж у книги небольшой – 200 экземпляров, но издать и столько для пенсионерки было нелегко.
Надежде Сергеевне 71 год, в 68 она издала свою первую книгу «Любви прощальные слова», позже вышел второй сборник «Сиреневый туман». Все три книги издавала за свой счёт. А какой счёт у пенсионера, известно. Денег хватает на самое необходимое – оплату услуг ЖКХ, лекарства и какую-нибудь еду. Первые две статьи расходов никак не урежешь, значит, экономила Мерцалова на питании.
- Все три сборника отпечатаны в одной фирме. Мне, как пенсионеру, пошли навстречу: расплачивалась частями, сразу суммы было не собрать. Спасибо, что вошли в моё положение, - рассказывает поэтесса.
Всю свою жизнь она проработала экономистом. Судьба - не из лёгких. Отец и старший брат погибли на фронте. Она рано осталась без матери, воспитала старшая сестра. С замужеством тоже не повезло, с мужем разошлась, дочь поднимала одна. Материальных благ не нажила, нет у неё ни дачи, ни автомобиля, а есть двухкомнатная квартира, полученная ещё при советской власти и обставленная мебелью 70-х годов. Да в общем-то, так и живут сегодня люди её поколения.
Но Надежду Сергеевну можно считать богатой, сумела она, прожив нелёгкую жизнь, не состариться душой, относиться по-доброму к людям, ценить дороже денег такие человеческие качества, как честь, совесть. Пишет она о том, что пережила и переживает сейчас. С любовью и болью, например, пишет о Смоленске, своём родном городе. Хочет видеть его не заштатным и провинциальным, в какой он превратился, а обустроенным для жизни смолян и привлекательным для туристов. В стихах о сегодняшнем дне много иронии, сарказма, не всё из реальности принимает её душа. Мир, как любой поэт, она воспринимает порой глазами ребёнка. А дети не лгут, они говорят, что думают, что лежит на душе.
Сидим мы с Надеждой Сергеевной на Блонье и ведём разговор про поэзию. Она была знакома со смоленскими поэтами Владимиром Тазовым, Алексеем Мишиным, которые одобрительно отзывались о её стихах.
Я снова Пушкина читаю,
Хотя не вышла в ученицы.
И пыль из старых книг глотаю,
Листая старые страницы.

- Когда читаешь классическую поэзию, то понимаешь, как это прекрасно, осознаёшь, что лучше и не пытаться писать. Но проходит время, и хочется свои чувства выразить в стихах. Не могу не писать. И хочется найти своего читателя, вот и сижу на Блонье, жду его.
Одни равнодушно проходят мимо, а некоторые останавливаются, присаживаются на лавочку и просят почитать стихи. После стихов завязывается разговор про жизнь. Она выслушивает людей, даёт советы. Кто может купить книгу – покупает, а кому-то она и так дарит свой сборник с автографом.
Я сижу в тени на Блонье
И торгую книжкой,
Но бегут-бегут сторонкой
Девчонки и мальчишки…

Так начинается одно из её стихотворений. Но заканчивается оно тем, что молодые не равнодушны к поэзии. Сама наблюдала, как к Надежде Сергеевне на скамейку присаживаются молодые и часами увлечённо говорят с ней о чём-то. С ней интересно поговорить по душам!
Смоленский депутат - в Сербии
Демидовский район: большая дружная семья

Другие новости по теме