7 декабря 2016 23:15
USD 63,91   EUR 68,5
18 апреля 2012 3218

Федеральное казначейство. Призванные повышать качество и сокращать время

Федеральное казначейство. Призванные повышать качество и сокращать время
В 2012 году Федеральное казначейство будет отмечать свое 20-летие. Для системы это небольшой возраст. Но за этот период был проделан большой путь развития и становления в вопросах кассового обслуживания, учёта и отчётности, финансового контроля и информационных технологий. Начиная с 2010 года одним из актуальных направлений развития системы Федерального казначейства стало создание и реализация проекта «Электронное казначейство». Его цель – повышение качества обслуживания клиентов, обеспечение прозрачности и подотчётности органов управления перед обществом, информирование о расходовании бюджетных средств.

Одним из мероприятий по созданию и развитию «Электронного казначейства», обозначенных в стратегической карте казначейства России на 2010-15 годы, является внедрение во всех управлениях по субъектам Российской Федерации централизованного программного обеспечения «Автоматизированная система Федерального казначейства» (далее по тексту – ППО АСФК).

Переход на программное обеспечение является важным шагом для создания механизма по автоматизации и централизации бюджетного учёта. Программа позволяет оптимизировать технологические процессы ведения бюджетного учёта органами Федерального казначейства путём подъёма всех бюджетных учётных операций с уровня отделений управления по субъектам на уровень управлений. Это повышает эффективность контроля и учёта операций по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и кассовому обслуживанию бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций в органах Федерального казначейства. Результатом такого подхода являются повышение качества составления отчётности, сокращение времени подготовки бюджетных форм по кассовому исполнению и кассовому обслуживанию бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Своевременное представление отчётности в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (далее по тексту – МОУ ФК) позволяет оперативно провести её консолидацию и представить свод данных по стране в Федеральное казначейство с последующим направлением информации о кассовых поступлениях и выбытиях в Министерство финансов и Правительство Российской Федерации. На расширенном заседании Коллегии Казначейства России, состоявшемся 28 февраля 2012 года в Москве, министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов отметил, что за 20 лет своей деятельности Федеральное казначейство добилось больших успехов, превратившись в кровеносную систему всей финансовой системы страны, от эффективности и слаженности работы которой зависит ситуация в экономике в целом.

При наличии единой базы и централизации в ППО АСФК данных по обслуживаемым лицевым счетам значительно упрощаются вопросы организации внутреннего контроля за деятельностью отделений Федерального казначейства по Смоленской области и территориально удалённых отделов управления. Отпадает необходимость в проведении выездных проверок. Правомочность и своевременность проводимых операций проверяется на уровне управления в режиме on-line (реального времени). Это повышает эффективность удалённого взаимодействия органов Федерального казначейства с другими участниками бюджетного процесса, обеспечивает более углублённую аналитическую обработку данных, своевременное и оперативное устранение ошибок. Наличие электронно-цифровой подписи в базе данных позволяет значительно сократить временные затраты на формирование отдельно выделенных электронных архивов. Также обеспечивается юридическая значимость документа на протяжении всего времени факта хозяйственной жизни. Повышается степень информационной безопасности обрабатываемых данных, усиливается ответственность конкретных государственных служащих за выполнение возложенных персонально на них функций и обязанностей. Важной особенностью централизации является снижение трудозатрат на обработку информации и формирование регистров бюджетного учёта, отчётности.

Кроме того, переход на централизованное программное обеспечение позволил произвести оптимизацию функций в управлении при формировании бюджетной отчётности и изменить структуру управления из двухзвенной, включающей отделения как юридические лица, в однозвенную, в которой отделения преобразовались в территориально удалённые отделы управления без права юридического лица. В результате сократилось число сотрудников и соответственно затраты на содержание органов казначейства, но при этом не снизилось качество формируемых и представляемых показателей бюджетной отчётности. Сокращение численности сотрудников казначейской системы не является самоцелью. В первую очередь, преследуется цель оптимизации структуры и функций казначейства, повышения эффективности бюджетных расходов.

С момента внедрения данной системы и по состоянию на 1 апреля 2012 года сотрудниками управления было сформировано и направлено в адрес МОУ ФК 776 оперативных форм, 651 форма ежемесячных отчётов. В адрес финансовых органов Смоленской области направлено 4893 отчёта.
Показатели отчётных форм раскрывают информацию о кассовых поступлениях и выбытиях бюджетных средств участников и неучастников бюджетного процесса, о поступлениях в бюджетную систему Российской Федерации. Система показателей отчётности по статистике государственных финансов позволяет оценить экономическую деятельность и влияние органов государственного управления на экономику страны, последовательно и систематически изучить динамику финансовых операций, финансовой позиции и состояние ликвидности сектора государственного управления или государственного сектора страны.

Кроме того, ежедневно осуществляется сверка ключевых показателей эффективности (далее по тексту – КПЭ) с данными бухгалтерской отчётности в целях обеспечения достоверности информации в «Аналитической системе ключевых показателей эффективности исполнения бюджетов», используемой в своей работе Федеральным казначейством и Министерством финансов. Эта программа предназначена для формирования оперативной информации о ходе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с целью осуществления контроля и повышения оперативности и эффективности принятия управленческих решений как для федерального бюджета, так и для региональных и местных бюджетов. Данные, полученные в системе КПЭ, используются исполнительными и финансовыми органами субъекта Российской Федерации для оперативного анализа дефицита (профицита), остатков на счетах, структуры и динамики доходов (расходов) регионального и местных бюджетов на территории субъекта Российской Федерации, а также для оперативного мониторинга кассовых расходов и остатков средств по межбюджетным трансфертам. На уровне Министерства финансов Российской Федерации ключевые показатели эффективности исполнения бюджетов позволяют осуществлять мониторинг исполнения федерального бюджета и оценку качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств.

Функция формирования и контроля отчётов управления по всей области стала одной из самых значимых в отделе бюджетного учёта, так как ответственность за отражение достоверных показателей в бюджетной отчётности у сотрудников отдела возросла многократно.

Успешный результат работы отдела бюджетного учёта управления в условиях перехода на новую систему и её промышленная эксплуатация в режиме реального времени напрямую зависят от слаженных действий команды профессионалов. В проведении данной работы активно участвуют главные казначеи Л.Н. Леоненкова, А.М. Иванушкин, О.Н. Земцова, Л.В. Маркова, награждённые за добросовестный труд, преданность делу и большой вклад в развитие органов казначейства почётными грамотами Федерального казначейства и нагрудными знаками «Отличник финансовой работы», а также молодые инициативные специалисты – Е.Е. Комисарик, А.В. Кондрашова.

Говоря о перспективах, можно смело сказать, что казначейство России стоит на пути прогрессивных форм и методов по внедрению такой пилотной системы, как «Электронный бюджет». Этому также способствует централизация бюджетного учёта. Весь 20-летний опыт работы органов Федерального казначейства, достигнутые цели, успешный результат и многоплановые перспективы позволят сделать нашей системе ещё более уверенный и твёрдый шаг вперёд.

Светлана ЧЕРНЕНКОВА

Опубликовано в "СГ" 19 апреля 2012 г. №42 (920)
Новости по теме
Как исполняется бюджет
27 ноября 2009 1631
Текущие финансовые сложности в жизни страны во много раз подогрели интерес граждан к информации о состоянии социально-экономического развития регионов, в которых они живут. И, пожалуй, главным показателем качества жизнедеятельности области или города выступает бюджет. А единственным источником полной и достоверной информации об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации являются органы Федерального казначейства страны.
16 ноября 2009 1362
Органы Пенсионного фонда Смоленской области провели тестирование системы учёта страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. К учениям было привлечено управление Федерального казначейства Российской Федерации и территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Основной задачей стала проверка готовности программного, технического и организационно-технологического обеспечения территориальных органов ПФР по учёту страховых взносов.
Как в Печерске победили культ бумажки
14 октября 2009 1547
Об опыте перехода администрации Печерского сельского поселения на полное кассовое обслуживание в Управлении Федерального казначейства по Смоленской области. С 1 января 2006 года органами Федерального казначейства осуществлён переход всех уровней бюджетов, в том числе муниципальных, на кассовое обслуживание, что существенно упорядочило контроль бюджетного процесса, обеспечило полное и единообразное исполнение бюджета, подняло уровень устойчивости бюджетной системы в целом.
УФК по Смоленской области. На острие эксперимента
12 ноября 2009 2212
Не вдаваясь в подробности, в принципе, эффективное управление бюджетными средствами государства – это эффективное управление двумя денежными потоками: доходным и расходным. Но при этом необходимо отметить, что эти два потока не связаны между собой, то есть, они не совпадают прежде всего по времени (ни по дням, ни по неделям, ни по месяцам), да и по месту (Россия – обширное государство). Какой бы ни был принят бюджет (легитимный, рационально структурированный, реалистичный), какова бы ни была система его исполнения (современная, надёжная, эффективная), они не гарантируют, что государство сможет произвести все необходимые выплаты в нужный момент с наименьшими затратами.
Среди чиновников - электронный кризис?
04 октября 2010 1688
Управление Федерального казначейства недовольно низкими темпами внедрения электронных подписей участниками бюджетного процесса муниципального уровня. Пока что только четверть чиновников Смоленщины получила электронные ключи
От плановости не уйти, или Бюджетный процесс глазами профессионала
16 декабря 2009 1387
Интервью с руководителем УФК по Смоленской области В.П. Кирченко.Органы Федерального казначейства являются организацией, уполномоченной на осуществление кассового исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на территории Смоленской области. На казначейских счетах замкнуты доходный и расходный бюджетные потоки. Поэтому не случайно мы обратились к руководителю Управления Федерального казначейства по Смоленской области Василию Кирченко с просьбой рассказать о бюджетном процессе в Смоленской области, об особенностях исполнения бюджета на региональном уровне и о деятельности органов казначейства.
"));