От Масленицы до Коляды
Культура

От Масленицы до Коляды

26 апреля 2020 года в 08:44

В историко-архитектурном комплексе «Теремок» подготовили виртуальный мастер-класс «Кукла-оберег из ткани своими руками». Пока сидим дома, можно поупражняться. Тем более что ничего сложного в технологии изготовления семейной «Берегини» нет – надо просто следовать нехитрой инструкции, которая даётся в видеоролике пошагово. А в дополнение к этой информации – несколько интересных фактов о традиционных куклах наших далёких предков. Об этом мне рассказала Елена Леднева – методист Смоленского центра народного творчества и педагог Дворца творчества детей и молодёжи…

По правилам

Традиция делать своими руками обереги для дома была на Руси с глубокой древности. Такие куклы сопровождали человека буквально с первых минут его появления на свет. Их вешали над колыбелью новорождённого, клали под бок больному, дарили на свадьбу молодожёнам. С ними провожали зиму, встречали весну, радовались хорошему урожаю.

– Куклы сменяли друг друга в зависимости от события и времени года, – говорит Елена Леднёва. – Так получалось, что в обычной крестьянской семье за год оборачивалось более трёхсот кукол. И у каждой были своё место в доме и своя роль.

Изготовление обрядовой и обережной куклы было настоящим таинством. При этом обязательно соблюдались определённые правила. Например, браться за рукоделие необходимо только в хорошем настроении, иначе ничего хорошего не получится. И во время самого процесса все мысли должны быть позитивными.

Также при создании оберегов никогда не использовали колющие и режущие предметы. Работали только с натуральными материалами – впрочем, тогда других и не было.

Кукол делали безликими, чтобы в них не могли вселиться злые духи. Для этих же целей перед началом работы читали специальные заговоры и молитвы.

Ещё одно обязательное условие – куклу надо было изготовить за один раз. Поэтому рукодельниц не отвлекали, позволяя им полностью сосредоточиться на процессе.

На крыльях Радости

Годовой цикл у славян начинался с весны, когда просыпалась земля. А первым большим праздником была Масленица, когда широко и радостно прощались с зимой.

– Каждая хозяйка обязательно делала себе в избу куклы-масленички. Они не сжигались, а, наоборот, стояли в доме весь год. На самом почётном месте – в красном углу или у входа. Это был сильный оберег. Считалось, что домашняя масленичка снимает негатив и отпугивает злых духов и недобрых людей.

Ещё такой кукле можно было пожаловаться или попросить её исполнить желание – для этого у неё на руке завязывали яркую цветную ленточку. Кстати, руки у масленицы чаще всего были подняты вверх, что символизировало обращение к высшим силам.

– Следующий праздник – Сороки. Праздник прилёта птиц. Раньше верили, что именно птицы приносят нам на крыльях весну. Моя бабушка говорила так: «Весна пришла, птушки налетели – пора орели чиплять». Орели – это качели. Считалось, что чем выше ребёнок будет на них раскачиваться, тем быстрее тепло установится.

На Сороки мастерицы делали особую куклу – Птицу Радость. Это была фигурка женщины, с ног до головы покрытая птичками, символизирующими весну, удачу и счастье. Птиц – только нечётное количество, чаще всего семь, и одну обязательно цепляли кукле на голову. Да и головному убору, косынке, тоже старались придать форму птицы: с крылышками по бокам и клювиком сверху.

Кубышка для ароматов

Популярная кукла летнего календаря – Спиридон Солнцеворот. Кстати, один из немногих мужских образов. Его делали с совершенно определённой целью – привлечь в жизнь перемены. И не любые, а те, что задуманы. Дело в том, что обязательный атрибут Спиридона – колесо в руках. Это символ жизни, и славяне верили, что благодаря ему можно повернуть судьбу в нужном направлении. Как понятно из названия, эту куклу изготавливали к празднику Солнцеворота.

Купавка – обрядовая кукла одного дня. Её делали к праздникам Аграфены Купальницы и Ивана Купалы, чтобы пустить по воде. Существовало поверье, что тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды.

Кубышка-травница – народная аромакукла. В её основе – шар, набитый душистыми травами. В каждой ручке куколка держит по узелку. В них тоже клали траву. Кубышка-травница помогала очистить воздух в доме. Как правило, её ставили в местах, где ощущался энергетический застой. Или рядом с кроватью – для нормализации сна и отвода болезней. И вообще, кроме всего прочего, эта кукла считалась оберегом на здоровье.

Осенние хлопоты

Осень – время сбора урожая, из которого обязательно делали куклу Зерновушку. Мешочек набивали только что собранным зерном и одевали в женский наряд. Такая кукла была оберегом на сытость и достаток.

– А ещё с помощью Зерновушки мама учила дочку готовить. Говорила: «Куколку ростом с чугуночек сделаешь. По поясок зерна насыплешь, по шейку водички нальёшь, и получится кашки по макушечку».

После окончания полевых работ хозяйка делала куклу Десятиручку. Потому что наступали времена, когда и прясть надо, и ткать, и шить-вышивать. Плюс постоянные работы по дому никто не отменял. Так что Десятиручка призывалась на помощь в этих хлопотах. Её главная особенность – пять пар рук. Причём каждую из них хозяйка «назначала» ответственной за определённую работу. Иногда Десятиручку дарили на свадьбу невесте или молодой хозяйке с пожеланиями всё успевать.

Рябина – одно из самых почитаемых у славян деревьев. Её древесину и ягоды считали мощным оберегом от всякой нечисти. Отсюда и функции куклы Рябинки: оберегать дом от зла, сглаза и колдовства. В её основе – рябиновая палочка. А лоскутки для одёжки подбирали так, чтобы они напоминали о рябиновых ягодах. Эту куклу размещали около входной двери.

Идёт Коза рогатая

Завершался годовой цикл зимними куклами.

Коза – непременный персонаж святочных забав и гуляний. Она же – древний символ плодородия, здоровья и веселья. Такую куклу носили по дворам и улицам во время колядок. Встретить святочную Козу было хорошим знаком, сулящим в новом году удачу.

В это же время делали и куклу Коляду. Она намного солиднее и серьёзнее Козы. К тому же это кукла годовая: её хранили в доме, а через год сжигали и делали новую. Её обязательные атрибуты – веник и мешочки с зерном и солью. Зерно – чтобы год был сытным, а соль и веник – чтобы отгонять от порога все напасти.

– Во время святочных гуляний появляется ещё одна кукла Зерновушка. Она значительно меньше той, что делали осенью. В неё хозяйка прятала зерно, которым принято было осыпать людей во время колядок. Куколку ставили в укромный уголок. А когда наступала весна и время посева, то первая горсть зерна была именно из этой куклы…

Несколько вопросов мастерице

– Елена Константиновна, откуда у вас такое увлечение народным творчеством?

– Моя бабушка была большая рукодельница. Она научила меня прясть и вышивать. К тому же много рассказывала о том, как жили в старину, – это было так интересно, что запомнилось надолго. А ещё она хорошо пела – можно сказать, что я росла под её песни, потом сама пошла в хор. В общем, вся моя жизнь связана с народным творчеством: песнями, куклами, обрядами.

– О куклах вам тоже бабушка рассказывала?

– Кое-что. Основную информацию я брала в специальной литературе. Естественно, училась и у мастеров. Например, у Галины Львовны Дайн – признанного специалиста в изучении русской игрушки.

– А можно ли среди традиционных кукол выделить наши, смоленские?

– Да. В книгах Галины Львовны я встретила описание двух таких кукол: Смоленская Безликая и кукла-поленце Столбец Смоленский. Основываясь на них, сделала свои версии и сейчас стараюсь продвигать именно нашу, смоленскую куклу.

– Как вы считаете, современным девочкам эта тема интересна?

– В мою мастерскую «У Алёны» приходят женщины разных возрастов. В их числе и школьницы. Не скажу, что их много, но зато им это действительно интересно. Я вижу, что они с удовольствием занимаются изучением народного наследия…

Кстати

Обережные куклы – прекрасный сувенир. Поэтому мастер-классы по их изготовлению очень популярны на внутрироссийских туристических маршрутах. Ведь это прекрасная возможность не только познакомиться с народными традициями, но и в буквальном смысле потрогать их руками…

Фото: Елена Белых

Ольга Суркова

Алина Покровская: «В кино я чувствую себя неуютно…»
Юбилей в виртуальном пространстве